четверг, 15 января 2009 г.

ФАБЕРЖЕ И ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД.

  18 ноября 1995 г.
  Валентин Скурлов, историограф фирмы Фаберже.

В связи с юбилеем Карла Фаберже, который будет отмечаться 30 мая 1996 года (150 лет со дня рождения Карла Густавовича) вновь возбуждается интерес к различным сторонам жизни и творчества великого петербургского ювелира. Мы попытаемся рассмотреть взаимосвязи фирмы Фаберже с Императорским фарфоровым заводом. Эти взаимосвязи наблюдаются по трем направлениям: 1. На Императорском фарфоровом заводе и в фирме Фаберже работали одни и те же художники, 2. Оба предприятия (фирма и завод) выпускали изделия схожего ассортимента, взаимодополняя друг друга (пасхальный ассортимент, мелкая пластика, вазы), 3.Фирма Фаберже сотрудничала в выпуске совместных изделий (арматура для фарфоровых ваз, 1907 год).
Журнал «Искусство и жизнь», № 1 за 1916 год в заметке «Выставка фарфоровых произведений Императорского фарфорового завода» сообщал: «В Аничковом дворце на Фонтанке, 31 устроена была выставка фарфоровых произведений Императорского фарфорового завода – тонко расписные и раззолоченные вазы, статуэтки, куклы, чайные приборы и хрусталь в разных стилях – между прочим и в стиле модерн. Предметы продавались по довольно высокой цене, некоторые по несколько тысяч рублей; даже простенькая чайная чашка стоит не меньше 25 рублей. По мере продажи одних предметов, они заменяются другими. Вообще надо отметить, что изделия Фарфорового завода в последние годы приобретают все большую ценность, благодаря привлечению заводоуправлением видных художников, как, например, Лансере, Кузнецова, Раушка, Малышева и др. В старину, в xviii столетии, такие выставки были заурядным явлением подобно теперешним художественным выставкам. Фарфоровые куколки и тогда очень ценились,. Фарфоровые куколки времен Екатерины II достигает теперь у антикваров, если они подлинные, безумных оценок и оттого немецкие фарфоровые заводы давно уже стали искусстно подделывать их». 
В справочниках по фарфору упоминается только штатные художники завода и нет информации о привлекаемых для выполнения отдельных заказов. Поэтому расскажем о художнике-скульпторе Георгии (Егоре) Малышеве. Родился в 1875 году, сын купца. Учился в Центральном училище технического рисования, затем почти 10 лет в Академии художеств (окончил в 1908 году). Работал младшим медальером петербургского Монетного двора. Был отправлен для усовершенствования в Париж (1910-1911 гг.). Постоянно сотрудничал для усовершенствования в Париж (1910-1911 гг.). Постоянно сотрудничал с фирмой Фаберже в качестве скульптора, причем специализировался на анималистике, для чего постоянно ходил в зоопарк как в Петрограде (Петербурге), так и будучи в командировке в Париже. Евгений Карлович Фаберже, старший сын главы ювелирной фирмы, вспоминал, что «Малышев лепил в Зоологическом музе мамонтенка». Для знаменитого пасхального платинного яйца 1910 года, Малышев лепил конную статую императора Александра III, миниатюрную копию знаменитой скульптуры Паоло Трубецкого. В 1912 году Малышев получил премию в 2000 рублей Президента Академии художеств. В 1918 году после смерти своего учителя, проф. Залемана, Малышев был избран профессором той же кафедры скульптуры. В 1921 году выехал на родину своей матери в Латвию, где работал на фарфоровых заводах мануфактуры Матвея Кузнецова. Умер в конце 1933 года. Малышев знаменит еще тем, что в 1916 году выполнил восковые модели «Воюющих держав», которые камнерез художник Денисов-Уралдьский выполнил в камне. Выставка камнерезных фигур «Воюющие державы» имела большой успех и даже нашла отражение в первой главе романа Ефремова «Лезвие бритвы».
В той же статье, в журнале «Искусство и жизнь» упомянут Евгений Евгениевич Лансере, назначенный в 1911 году художественным руководителем Императорской Петергофской гранильной фабрики; выполнял эскизы камнерезных изделий для фирмы Фаберже. Скульптор Рауш фон Траубенберг активно сотрудничал с Кабинетом Его Величества. В архивах сохранились документы, свидетельствующие о том, что скульптор Рауш выполнял модели по которым фирма Фаберже изготовляла серебряные подарочные вещи, уходившие чаще всего в качестве дипломатических подарков.
Во многих каталогах Фарфорового заваода приводятся фотографии знаменитых балерин, выполненных Дмитрием Иосифовичем Ивановым, в том числе модели «Тамары Карсавиной», 1920 и 1912 году проводил практику в Московском отделении фирмы Фаберже, выполнил восковую модель ручки для чайного столика в стиле Империи, ножку для того же стола , модели серебряных частей хрустальной вазы в стиле Людовика XVI и чернильницы в русском стиле, барельеф летящей птицы, модели птиц, сатирическую маску, части орнаментальных украшений различных вещей и т.п. работы. «Модели эти остались при фабрике», отмечает в письме в Училище, Александр Фаберже, третий сын Карла Фаберже, руководитель Московского отделения фирмы, «применены в деле и отлиты». Следовательно, мы можем считать Иванова скульптором-художником фирмы Фаберже. К сожалению, не известна судьба Дмитрия Иванова после революции и год его смерти.
Франц Петрович Бирбаум, главный мастер фирмы фирмы Фаберже, в своих знаменитых мемуарах по истории фирмы Фаберже, упоминает женщин художниц-миниатюристок по эмали: Клару Федоровну Цейдлер и Марту Владимировну Мусселиус, а среди скульпторов: Августа Тимуса и Артемия Обера в Списке художников-сотрудников фирмы Фаберже. Нам известно, что К.Ф. Цейдлер и М.В.Мусселиус, вместе в другими женщинами-художницами выпускницами, естественно также Училища барона Штиглица, Мартой Рафаэль и Эвой Кордес, расписывали на Фарфоровом заводе роскошные пасхальные яйца. Клара Цейдлер, дочь доктора философии, окончила гимназию в Валке, причем в аттестате было отмечено, что Клара великолепно рисует цветы. Эту же специализацию она сохранила работая для фирмы Фаберже (знаменитые каменные цветы). Окончила ЦУТР бар.Штиглица в 1894 году. Учительница рисования в частных гимназиях, в Еленинском институте и в Сольном институте. В Сольном институте был специальный предмет, который она вела – «рисование цветов». Не случайно, все «смолянки» хорошо рисовали цветы. После революции 1917 года, Клара Цейдлер, кстати сказать преподаватель в Училище бар. Штиглица, уезжает на Родину, в Эстонию. После войны проживает в Швеции, профессор рисования.
Марта Владимировна Мусселиус была дочерью заместителя директора Училища бар.Штиглица по учебной работе, а вовсе не по протекции папы. Три года провела в Париже, основательно изучая различные приемы и техники французского декоративно-прикладного искусства. Надо отметить, чо Королевская фарфоровая мануфактура в Руане не была заинтересована в допуске иностранцев на свое предприятие, из боязни утраты технологических секретов и возникновения ненужной конкуренции на мировом рынке. Так что пенсионеров Училища в Париже приходилось нелегко. Но правдами и неправдами они выведывали секреты французских матеров и успешно применяли свои знания на родине.
Август Карлович Тимус, был как известно долгие годы техником на Императорском Фарфоровом заводе. Родился в 1865 году, умер – после 1918 года. В 1918 году – организатор Общества скульпторов. Признаться я не подозревал, что Тимус работал на Фарфоровом заводе, пока в 1993 году не посетил знаменитый музей завода. Когда я увидел фарфоровые фигурки смешных добродушных животных, я воскликнул про себя: «Так это же Фаберже!». Действительно, модели этих фигур Фаберже выполнил в камне. Это его знаменитая серия птиц и зверей, которых так любили коллекционировать аристократия всех столиц Европы. «Каменные фигурки русского гранильного производства ввели в моду в начале века русские велики княгини», - отмечал в 1922 году в журнале «Среди коллекционеров» директор Оружейной палаты Дм.Дм.Иванов. Веселые жизнерадостные звери работы Фаберже по моделям Августа Тимуса были желанным подарком.
Несколько в другой, реалистичной, и даже натуралистичной манере работал другой скульптор – Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер (1843-1917). Начинал он работать еще для фирм К. Верфеля (фирма Верфеля в последние годы перед революцией контролировалась Фаберже), Овчинникова, Сазникова – вместе еще со знаменитым Е.Н.Лансере. Участник многих выставок, в том числе Парижской 1900 года. Дальний родственник семейства Бенуа, за что удостоин на страницах мемуаров Александра Бенуа многих страниц. Выполнил между прочим огромного двуглавого орла, украшавшего дом компании Зингера. Обер, между прочим, выполнил коня для памятника Богдану Хмельницкому в Киеве.
Художники фирмы Фаберже состояли активными членами Русского Художественно-Промышленного общества, организованного в Петербурге в 1902 году и работавшего до 1918 года, среди членов этого Общества мы видим почти всех художников Фарфорового завода. Упомянем, к примеру Романа Вильде. Полная его фамилия – Вильде фон Вильдман, Рудольф Федорович (1867-1937). Удостоен 2 премии за роект братины в русском стиле на конкурсе К.Г.Фаберже, проведенном Русским Художественно-промышленным обществом в 1904 году. Член жюри конкурса придворного ювелира К.Фаберже в 1912 г. окончил Училище бар. Штиглица в 1899 г., пенсионер Училища в Германии, Италии, Франции в 1899-1902 года, преподаватель того же Училища. В 1980-х гг. выполнял рисунки для ткани Прохоровской мануфактуры в Москве, эскизы столовых приборов из серебра и стекла, росписи дома Елисеевых на Мойке, зарисовки ориенбаумского дворца; ювелирных изделий, хранящихся в Эрмитаже, рисунки для украшения мебели и др. В 1905-1935 гг. – руководитель живописной мастерской ИФЗ (затем ЛФЗ). Франц Бирбаум был хорошо знаком с проф.керамики Училища Штиглица Карлом Келером и преподавателем Эмилием Кремером. Оба – также активные члены Русского Художественного промышленного общества. Кремер, с 1901 по 1905 гг. руководит живописной и шлифовальной мастерской ИФЗ, создает проекты фарфоровых изделий.
Можно еще найти моменты взаимодействия и творческих плодотворных контактов художников и скульпторов фирмы Фаберже, но перейдем к следующей странице. Пасхальные яйца. На этом поприще Фаберже снискал себе славу. Императорские пасхальные яйца «от Фаберже» - это шедевры ювелирного искусства. Не многие, однако знают, что наряду с золотыми, серебряными и каменными яйцами, весьма высоко ценились и фарфоровые яйца, особенно живописные, расписные, с миниатюрными евангельскими сюжетами, красочными видами Петербурга и Москвы, гербов, царских вензлей. Во время первой мировой войны велики княгини развозили на фронт и госпиталям сотни и тысячи фарфоровых яиц, среди которых встречались и «орденские» для награжденных офицеров с изображением кавалерского креста и всевидящего ока. Пасхальные яйца активно дарились при Екатерине II. Исполнялись на ИФЗ форфоровые корзины, внутри которых находились по две-три дюжины яиц. Александр III постоянно контролировал производство фарфоровых и стеклянных яиц, стараясь, кстати не допускать в этом деле расточительства. При его сыне, количество выполняемых ИФЗ пасхальных яиц резко выросло. Цены на лучшие экземпляры были весьма высоки: 100-150-200 руб. Сегодня такие яйца продаются на аукционах Кристи и Сотбис за 2-3 тыс. долларов и более.
Императрица Мария Федоровна пишет своей матери датской королеве Луизе, а апреле 1887 года из Гатчины: «У нас сегодня еще только Страстной четверг, так что в этот раз мы не вместе с Вами празднуем Пасху, а это так досадно для меня. Конечно, я тебе тотчас же пришлю фарфоровое яйцо, жалею только, что оно придет слишком поздно, так как их еще не принесли с фабрики». Николая II в своем дневнике 24 марта 1896 года отмечает: «В II ½ час. Качалось христосование со всеми людьми в Малахитовой: почти 500 человек получили яйца». В 1917 году, 1-го апреля, в субботу, Николай Александрович Романов, уже гражданин Свободной России, а не император, отмечает в своем дневнике: «Поспал до обеда. Одарили друг друга яичками и фотографиями». На следующий день, 2 апреля, Светлое Христовое Воскресенье: «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфоровые яйца, оставшиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек».
В процессе архивных поисков мы обнаружили Ведомость о распределении пасхальных яиц для Императрицы Александры Федоровны в 1916:

   
наименование яиц К пасхальной неделе Препровождено согласно Остаток,
  неделе 1916 г. появлению Их Императ. Предостав.
  Оста- Полу- Всего Величеств в комнаты  
  ток чено Ея Вел-ва
  1915 1916
  года год
Яйца фарфоровые:
Изобр-я Св. Угодник. 54 50 104 61- нач-ку Ц. Сельск. 33  
  Царскую ставку
Виды церквей 16 24 40 19-лазареты и монастыри 21
   
вензель «Н II» больш. 68 402 470 354 – Царская ставка 116
вензель «Н II» малый 1996 1996 – Царская ставка -
вензель «А Фита» Кр. крест 2000 70 – Канцелярия А.О., 454
  1451 – Ц. Сельск. эвако-
  Пункт, 25 – лазареты и
  монастыри  
вензель «А.Фита» больш. 65 2100 41 – Ц. Сельск.эвакопункт 2124
   
вензель «А.Фита» малый 59 4550 300 – Канцелярия А.Ф.., 1092
  3099 – Ц. Сельск.эвако-
  пункт, 118 – лазареты
  и монастыри
Вензель Насл.Цесар. 29 1800 402 –Канцелярия А.Ф. 195 - 447
  Парско-Сельск.эвакопунк,
  785
Вензель Ольги Никол. 301 155 – Канцелярия А.Ф. 40 - 106
  Ц.Сельск.эвакопункт  
Вензель Татьяны Ник. 300 155 – Канцелярия А.Ф., 40 - 105 
  Ц.Сельск.эвакопунк
Вензель Марии Никол. 300 195 – Ц.Сельск.эвакопункт 105
   
Вензель Анастасии Ник. 300 155 – Канцелярия А.Ф. 40 - 105
  Ц.Сельск.эвакопункт 
Живопись цветов 294 3600 2779 – Ц.Сельск.эвакопункт 1115 
Яйца хрустальные: 38 1300 1300 – Ц.Сельск.эвакопункт 38
Яйца каменные: 
Большие 50 50
Средние 170 85 – Ц.Ставка 85
Малые 80 80
Величина яйца малиновки 50 50
Разных размеров 32 100 50 – Ц.Ставка 82
Яиц-брелоками 212 290 502
 Книжки 6711 6000 – Ц.Сельск.эвакопункт.
  511 – Лазареты и монастыри
  113 – фрейл.Гендриковой,
  лазаретам, Крестов.общине 
• - Госпиталь Зимнего дворца

Как видно из приведенной таблицы, фарфоровых яиц выполнялось весьма много. Счет идет на тысячи. В 1916 году большинство этих яиц было предоставлено в Царско-Сельский эвакопункт и в Канцелярию Александры Федоровны. Почти 2000 яиц поступило в ставку. Это были маленькие фарфоровые яички. Особым спросом во время войны пользовались яички с красным крестом. Их было выполнено в 1916 году – тоже 2000 штук. Весьма большой остаток яиц возвращен в Комнаты Ее Величества.
  х х х
Императорские Фарфоровый и Стеклянные заводы во время первой мировой войны имели и другую специализацию, не только чисто традиционную. Отразим работу на оборону этих заводов из «Обзора деятельности Кабинета Е.И.В. за 1906-1915 гг.», Петроград, 1916. 
«Что касается исполнения военных заказов на Императорских Фарфоровом и Стеклянном заводах и Петергофской гранильной фабрике, то Кабинет Е.В. признан необходимым прийти в этом отношении на помощь Военному Министерству изготовлением таких изделий, которые доставлялись раннее из заграницы и ввоз коих с началом войны прекратился.
Необходимое для нужд армии оптическое стекло, поставлявшееся раннее заводом Шота и Йене, нельзя было получить даже из Франции и Италии, так как производительность имевшихся там всего двух заводов едва удовлетворяла потребностям своих стран.
После сложных лаюорторных опытов на Императорском Фарфоровом и Стеклянных заводах, а затем и варки оптического стекла во вновь устроенной особой нефтяной печи был получен сорт стекла такого качества, что изготовленная из него призма была найдена Главным Артиллерийским управлением бузукоризненной.
Названное управление просило Императорские заводы приступить немедленно к валовому производству стекла. С той же просьбой обратилось затем и Морской Министерство.
Желая дать стекло различных сортов военному и морскому ведомству, Кабинет приступил к постройке на Императорских заводах 4-х больших нефтяных печей системы проф. Грум-Гржимайло.
В настоящее время Имп. Мтеклянный завод становится четвертым в мире заводом по изготовлению оптического стекла. Военным и морскими ведомствами гарантированы заказы на оптическое стекло в течении 10 лет, всего на 750 пудов в год.
Кроме оптического стекла, Императорские заводы изготавливают с конца 1914 г. и некоторые другие изделия из фарфора и стекла, ввоз коих из заграницы прекратился, но которые необходимы для армии и флота, а также для надобностей различных учреждений, как-то: стекла для прожекторов, зажигательные свечи к моторам лодок подводного плавания, пористые ванны для Монетного двора, пластины из бесцветного свинцового стекла для рентгеновских аппаратов и т.п., а также химическую фарфоровую посуду. Ввиду значительного спроса на последнюю, в 1915 году сокращено изготовление вещей и посуды для Высочайшего Двора.
Стоимость заказов с окт. 1913 г. возросла с 700 р. До 10.600 р. в месяц. Химическая посуда не только не уступает по качеству берлинской, но в некоторых случаях даже значительно выше.
   
  х х х 

А теперь расскажем о прямом взаимодействии фирмы Фаберже и Имп. Фарфорового завода. После русско-японской войны и революции финансовое положение монархии пошатнулось. Министерство Двора стало изыскивать резервы. Вот какая записка пришла на Имп.Фарфоровый завод из Министерства в январе 1907 г.
«Министр Имп. Двора, озабочиваясь направлением деятельности Имп.Фарфорового с Стеклянного Заводов, поручил Комиссии по рассмотрению финансовых смет… обсудить вопрос о возможности сосредоточения деятельности Имп.Заводов на производстве художественных предметов (с освобождением Заводов от изготовления сервизных изделий для Гофмаршальской Части), а также о продаже художественных изделий Имп. Заводов частным лицам.
… представлялось бы полезным для ознакомления художников Заводов с вкусами и требованиями публики, а также в целях погашения хотя бы части расходов и Имп.Заводах допустить продажу художественных изделий.
По установившемуся порядку художественные изделия представляются в настоящее время Их Иператорским Величествам к празнику Рождества Христова, в количестве до 150 предметов. Означенные вещи остаются в Дворцах, а в публику поступают лишь отдельные вещи, путем бесплатного отпуска их на лотереи через Канцелярии Их Величества. Таким образом художественная деятельность Заводов остается вполне замкнутой и вместе с тем не дает никаких материальных выгод Министерству, несущему очень большой расход по содержанию Заводов (свыше 250000 руб. ежегодно). Поэтому представлялось бы правильным произвести теперь же некоторые изменения в порядке представления вещей Их. Имп. Величествам, а именно в целях полного ознакомления Их Величеств с деятльностью Заводов надлежало бы все художественные изделия представлять в конце года на Высочайшее благо воззрение, а затем, те изделия, которые не будут выбраны Их Величествами, - обращать в продажу по соответствующей цене.
Независимо от этого, Заводы могли бы обслуживать надобности Министерства Императорского Двора путем изготовления вещей, жалуемых с Высочайшего имени из Кабинета Его Величества: -Кабинетом должны быть выработаны, по соглашению с ювелирными и другими фирмами, типы художественных изделий, которые и должны выполняться Заводами, а затем отделываться для пожалований серебром, бронзой и т.п.
Испрашивается указание о возможности осуществления указанных предположений.
20 января 1907 года.
На этой записке рукою Его Императорского Величества начертано: «Можно применить изложенной в заключении записки».
Стали искать художников, специалистов по декоративной живописи по стеклу и фарфору, способных работать с Фарфоровым заводом в выпуске подарочных вещей. Обратились в Училище бар.Штиглиц и Русское Художественно-промышленное общество. От Училища был рекомендован в качестве составителя рисунков преподаватель Павел Иванович Долгов, а от Русского Художественно-промышленного общества – Ив.И.Кузик (преподаватель по стеклу ЦУТР бар.Штиглица), Клар Фед.Цейдлер (живопись по фарфору и Руд.Фед.Вильде – завед.художественной частью Имп.Фарфорового Зав – все члены РХПО. В конце апреля П.И.Долгов предоставил на Завод рисунка, за что получил от Камеральной части Кабинета 200 руб.
Ювелиру Фаберже было отправлено 6 фарфоровых ваз для декоративного их оформления. В октябре того же года была составлена смета и уже 24 декабря была выполнена первая работа: «Серебряные золоченые ручки в стиле Людовика XV к фарфоровой вазе, 290 руб. и футляр к ней деревянный, 45 руб.». Подписал счет Карл Фаберже.
23 июля 1908 года фирма Фаберже предъявляет Кабинету Е.И.В. работу: «Серебряная, золоченая с 2-мя орлами оправа на фарфоровую вазу, 275 руб.» Подпись: К.Фаберже на счете. 25 окт. Того же года: «Переделка серебра на розовой фарфоровой вазе и дубовый футляр на нее», 35 руб.», подпись на счет: Агафон Фаберже. 24 дек. Того же года: «Футляр дубовый на фарфоровую вазу, 20 руб.» подпись: Евгений Фаберже.
29 февраля 1909 года: «На две фарфоровые вазы для фруктов приделаны серебряные чеканные орлы: по три на каждую и 2 футляра (по 600 руб. всего 1200 руб. «Подпись: Евгений Фаберже. Следует отметить, что последние две вазы для фруктов сами по себе стоили по 350 руб. каждая, а после удорожания стали стоить по 600 руб. То же, с розовой ваой. Цена ее была 200 руб., а после удорожания – 580 руб. (это ваза с грифонами). Несколько лет назад две вазы с орлами продавались на аукционе «ботбис». Начальная оценка была 20-25 тыс.долларов. Правда непонятно, каким образом эти вазы очутились за границей, если не были в свое время проданы за рубеж большевиками в 1920-1930-х гг. Во всяком случае, в советских музеях, фарфоровых ваз с арматурой от фирмы Фаберже – нет. А жаль.
Возможно и далее Фаберже контактировала с Имп.Фарфоровым заводом. Во всяком случае, опыт сотрудничества 1907-1909 гг. был весьма успешным, а художника Павла Долгова мы можем причислить в разряд художников фирмы Фаберже и прославленного императорского Фарфорового завода.
В заключении отметим, что когда ее долговременную работу для Кабинету Императорского Величества в 1910 году хотели преградить Агафона Фаберже (состоявшего с 1898 г. экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца), то предложили ему самому выбрать подарок. Агафон Карлович. Известный как выдающийся коллекционер, в том числе фарфора, выбрал на Императорском Фарфоровом заводе вазу «Клементис» мастера Даладугина, ценою 150 руб., и был очень доволен. К сожалению, следы этой вазы также потеряны.

1 комментарий:

  1. Доброго времени!!
    Помогите с определением подлинности столового серебра вилки и ложки.
    Заранее с благодарностью Михаил павлович

    cbet61@yandex.ru

    ОтветитьУдалить