четверг, 5 февраля 2009 г.

РОТШИЛЬД.

РОТШИЛЬД.

Яйцо «РОТШИЛЬДОВСКОЕ».
Ротшильды и Фаберже.
Гений финансов и гений ювелирного искусства.

Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Россия, С.-Петербург, 1902 год.
Золото, эмаль, серебро, 156 алмазов огранки «роза», 205 мелких жемчужин, медь, сталь. Высота 31 см, все 3, 645 кг
Аукцион «Русское прикладное искусство», КРИСТИ, Лондон, 28.11.2007. Оценка: 6-9 млн. фунтов стерлингов.
  В апреле 1996 года, в Нью-Йорке, г-н Энтони Филлипс, руководитель ювелирного департамента Аукционного дома КРИСТИ, на условиях полной конфиденциальности показал мне несколько фотографий замечательного пасхального яйца розовой эмали. Это были часы с Петушком. Часы-яйцо были представлены в роскошном интерьере, на заднем плане открывалась панорама озера. «Это яйцо из семьи «Ротшильда», пояснил мне мистер Филипс. Владелица этого яйца достала его из шкафа, где оно стояло, укутанное в кусок бархатной материи. В последний раз хозяйка доставала его 40 лет назад, в 1946 году». Мне была поставлена задача: найти хоть какие-то документальные архивные свидетельство о происхождении этого яйца. К сожалению, за эти годы , мне не удалось найти товарных книг фирмы Фаберже. Известны только книги Лондонского отделения фирмы, где учтено 5 500 записей и сведения о 1 100 клиентах. Но это яйцо было куплено в Санкт-Петербурге. Как писал биограф фирмы Г.Ч. Бейнбридж (1949 г.), в начале XX века, после успеха фирмы на Парижской выставке, зарубежные клиенты, в том числе миллионеры, при посещении Санкт-Петербурга, обязательно включали магазин Фаберже в число туристких точек. Некоторые приезжали в российскую столицу на яхтах.
  Уже тогда, в 1996 году, вместе с Э. Филлипсом и руководителем Русского отдела г-ном Алексисом де Тизенгаузеном мы пришли к выводу, что на фотографии мастерской Михаила Перхина, на верстаке, рядом с известным предметом «Русским богатырским Шлемом» стоит именно яйцо, принадлежавшее Ротшильдам. Удалось выяснить, что «Шлем» был закончен в работе к лету 1902 года, передан в Кабинет его величества и 18 июля того же года вручён императором Николаем II германского императору. Цена, его, кстати, составляла 1 500 руб. (!). Следовательно и яйцо Ротшильда, было исполнено в 1902 году. Ранее фотография датировалась 1903 годом, теперь выяснилось, что это она была сделана в первой половине 1902 года. 
  13 сентября 2007 года г-н Алексис де Тизенгаузен сообщил мне, что «яйцо Ротшильда»
 Будет выставлено на продажу. «Это наследники старушки выставили его? – полюбопытствовал я». «- Почему Вы думаете, что она умерла? – вопросом на вопрос ответил г-н Тизенгаузен. «Решение о продаже приняла сама владелица». Я прямо ахнул. «Сколько же ей лет, должно быть 100?». «Именно так! – отвечал шеф Русского отдела.
  Выяснились некоторые подробности. Всё-таки Ротшильд не сам покупал это яйцо в Петербурге. Это был подарок по случаю помолвки барона Эдуарда де Ротшильда.
Это яйцо Беатрис Эфрусси (1864-1934, урождённая Ротшильд) преподнесла Жермене Хальфен (1884-1975) по случаю помолвки последней с бароном Эдуардом Ротшильдом (1868-1949), младшим братом Беатрис. Супруг Беатрис, Морис Эфрусси (1868-1949) родился в Одессе, и занимался нефтяным бизнесом в Баку. Он также принимал участие в основании банка Ephrussi в Париже. Мы до сих пор не знаем имени этой дамы. Известно, что у Эдуарда Ротшильда был сын – барон Ги де Ротшильд, 1909 года рождения. Возможно, неизвестная владелица «Ротшильдовского яйца – его супруга.Иоахим Эфрусси, одесский еврей, открыл в Одессе банковский дом. Умер в 1864 г. в Вене. Его сын Леон (Леонид) Эфруссии имел банковский дом «Леон Эфрусси и Ко» в Одессе. Умер в 1871 г. в Париже, в возрасте 45 лет. Его брат Игнатий достоил в Одессе коммерческое училище (выделил 20 000 руб.) и Еврейский сиротский дом. В 1882 г. банк «Эфрусси и Ко» в Одессе ликвидирован.. С тех пор Ефрусси проживают в Европе Коммерческое училище в Одессе до 1917 года так и называлось «Училище Эфрусси».
В генеалогии Ротшильда и Фаберже есть много похожего. Только у Ротшильдов всё было на 100 лет раньше. Семья Ротшильдов ведёт свое начало от Меира Амшеля Ротшильда (1744-1812), французского банкира, основателя банкирского дома во Франкфурте-на-Майне. Он воспитал пятерых сыновей: Амшеля (1773-1855), Соломона (1874-1855), Натана (1777-1836) Карла (1788-1855) и Якоба (1892-1868). У Карла Фаберже тоже было много сыновей (4) и все они работали в деле отца. Сам Карл Фаберже в 1860 гг. обкчался некоторое время во Франкфурте-на-Майне у ювелира Фридмана. 
  Натан Ротшильд, старший сын Меира и глава Лондонского банка. Другие братья: Карл и Соломон работали соответственно в Вене и Неаполе. Сын Натана Лайонел избирался в британский парламент. Сын Якова (он же Джеймс) Альфонс (1827-1905) работал в Париже в деле отца. Сыном Альфонса был известный нам Эдуард де Ротшильд (1868-1949), главный покупатель в Лондонском магазине Фаберже. Старший сын Лионел (1808-1879 с 1836 г. работал в Англии. Его сын Лионел (1868-1937) стал лордом. Он также был клиентом Дома Фаберже. Фердинанд Джеймс (1839-1898). Старший внук Амшеля, родился в Париже, работал в Лондоне. Сэр Натан Мейр Ротшильд, первый барон Ротшильд (1840-1915), сын Лионела Натана – банкир и филантроп – первый лорд-еврей. Четвёртый сын Натана Мейра Ротшильда - Мейир Амшель (1818-1874) известнее как спортсмен и коллекционер искусств. 
У Ротшильдов и Фаберже были схожие принципы: владение искусством управления, умение хранить коммерческую тайну .В завещании французского миллионера Амшеля Ротшильда был пункт: «…категорически и самым решительным образом запрещаю проведение судебной или общественной описи моего наследства м любое обнародование размеров моего состояния». В принципе, мы также не знаем размеров богатства, накопленного Фаберже. Другие схожие принципы: «Будь умеренным, скромность ведёт к богатству», «Дружба с сильными мира сего – трамплин для бизнеса», «Война приносит доходы», «Опережай конкурента хотя бы на шаг», «Кто владеет информацией, тот владеет миром», «Забота об имидже – залог процветания» (цитирую по статье С.Лекарева «Катехизис Ротшитльдов».- «Аргументы недели». 1.11.2007).
«Ротшильдовское» яйцо – несравненное по качеству произведение прикладного искусства. Оно необычно большое, со сверкающей гравировкой по разноцветному золоту, покрыто прозрачной розовой эмалью. На лицевой стороне яйца расположен циферблат часов, внутри оно содержит сюрприз – механического петушка. Каждый час петушок, усыпанный бриллиантами, выскакивает из под откидной крышки на верхушке яйца, хлопает крыльями, кивает головкой, открывает и закрывает клюв и кукарекает. Яйцо имеет под эмалью клеймо самого знаменитого мастера фирмы Фаберже, Михаила Перхина, а также подпись и дату «К.Фаберже, 1902». Это один из трёх существующих экземпляров яиц Фаберже, которые имеют одновременно часы и механический сюрприз. Два другие – императорское яйцо «Петушок» для Марии Фёдоровны 1900 года и яйцо «Шантеклер» для Варвары Базановой 1904 года.
На механизме имеется подпись мастера «Н.Роде». Известен петербургский часовой мастер Николай Васильевич Роде, проживал на улице Лиговка, 29 («Весь Петербурге, 1904»). 
Всего фирма Фаберже изготовила 52 «императорских» пасхальных яйца (вручено клиентам 50), которые являются неподражаемыми образцами ювелирного искусства. До сих пор были известны ещё 10 подарков-яиц «императорского высшего качества, созданные для частных лиц – герцогини Мальборо (урождённой Консуэло Вандербильд), Эммануила Нобеля, княжеской четы Феликса и Зинаиды Юсуповых. К этой группе относится и «Ротшильдовское яйцо».
Реставратор изделий Фаберже Кэрол Айкен в 1993 году отмечала, что «пасхальные яйца «Шантеклер» и «Часы с кукушкой» (правильное название - яйцо «Петушок» 1900 г.Марии Фёдоровны – В.С). имеют традиционные круглые циферблаты, внутри часов обоих яиц спрятаны фигурки птиц, которые появляются каждый час из верхней части яйца и кукуют или поют» (1). Но Петушки не кукуют, а кукарекают. Ротшильдовский Петушок именно кукарекает.
ФОТО: Яйцо-часы «Петушок» для Марии Фёдоровны. Фирма Фаберже, СПб, мастер М.Перхин. В. 20,3 см. В счёте Фаберже от 13.01.1901 запись: «Пасхальное яйцо фиолетовой эмали, с петухом и часами, 1 плоский бриллиант, 188 роз, 2 рубина. 
(Цена) 6 500 руб. серебром». К циферблату была подвешена жемчужина, в настоящее время утраченная. На подставке три крупных бриллианта.

 Яйцо-часы «Шантеклер» исполнены к Пасхе 1904 г. по заказу Александра Кельха, в подарок Варваре Кельх (урожд. Базановой). Яйцо «Шантеклер», так же как и «Ротшильдовское Яйцо» имеют более сложный механизм, чем яйцо-часы «Петушок». В последнем Петушок выскакивает лишь при нажатии специальной кнопки, в то время как в «Шантеклере» и «Ротшильдовском» механизм Петушка совмещён с часовым механизмом
и выскакиевает каждый час. 
«Ротшильдовское» яйцо никогда ранее не было известно широкой публике, так как более 100 лет не покидало пределов семьи, и его история зафиксирована только в документах семьи Ротшильдов.
  Семья Ротшильд.
Наиболее важным покупателем Фаберже в Лондоне был Леопольд Ротшильд (1845-1917). Он был третьим сыном Лионеля и внуком Меира Амшеля Ротшильда. Леопольду принадлежит идея сине-жёлтой расцветки предметов Фаберже. Именно эти два цвета использовались в жокейском инвентаре конюшни Леопольда Фаберже.  

  С П И С О К предметов, приобретённых супругами бароном Эдуардом и баронессой Жерменой де Ротшильд в Лондонском магазине ФАБЕРЖЕ в 1908-1914 гг. Архив Татьяны Фаберже.

11.12.1908. Верхушка зонтика, розовая эмаль. ЭДУАРД. 6 ф.ст. (себестоимость 31 руб.)
  Коробочка для ментола. ЭДУАРД. 9 ф.ст. (себестоимость 48 руб.)
  Верхушка зонтика, розовая эмаль, нефритовый шарик. ЭДУАРД. 26 ф.чт. 5 
  шилл. (122 руб.)
  Верхушка зонтика, белая опалесцирующая эмаль. ЭДУАРД. 34 ф.ст. 15 шилл. 
  (себестоимость 184 руб.)
  Верхушка зонтика. ЭДУАРД. 5 ф.ст. 5 шилл. (26 руб.) 
  Запонки, розовая эмаль. ЭДУАРД. 4 ф.ст. (25 руб.)
  Запонки, розовая эмаль, 4 розы. ЖЕРМЕНА. 7 ф.ст. (37 руб.)
  Запонки. ЭДУАРД. 6 ф.ст. 10 шил. (35 руб.)
13.07.1909. Запонки, тёмно-синяя и жёлтая эмаль. ЭДУАРД. 23 ф.ст. 10 шилл. (124 руб.)
  Пуговицы (3), тёмно-синяя и жёлтая эмаль. 17 ф.ст. 10 шилл. (91 руб.)
  Булавка для галстука, тёмно-синяя и жёлтая эмаль, розы. ЭДУАРД. 4 ф.ст. 15  
  шилл. (23 руб.)
  Флакон. ЭДУАРД. 6 ф.ст. 10 шилл. (35 руб.)
  Хлыст. ЭДУАРД. 4 ф.ст. 5 шилл. (21 руб.)
  Карандаш. ЭДУАРД. 5 ф.ст. 5 шилл. (23 руб.)
  Мундштук. ЭДУАРД. 3 ф.ст. 10 шилл. (16 руб.25 коп.)
  Портсигар. ЭДУАРД. 24 ф.ст. (119 руб.)
08.11.1909. Мундштук, янтарь. ЖЕРЕМНА. 4 ф.ст.15 шилл.
  Мундштук, янтарь. ЖЕРЕМЕНА. 3 ф.ст. 5 шилл. (17 руб.50 коп.)
  Запонки, полированное золото, белая непрозрачная эмаль. ЖЕРЕМЕНА. 9  
  ф.ст. 10 шилл. (15 руб.)
17.12.1909. Карандаш и нож-листорез, розовая опалесцирующая эмаль. ЖЕРМЕНА. 5 
  ф.ст. (23 руб.) 
  Бонбоньерка. ЭДУАРД. 11 ф.ст. 10 шилл. (54 руб.)
  Мундштук. ЖЕРМЕНА. 5 ф.ст. 5 шилл. (22 руб.)
  Нож-листорез. ЖЕРМЕНА. 6 ф.ст. 10 шилл. (35 руб.50 коп.)
  Футляр для гребня. ЖЕРМЕНА. 9 ф.ст. 10 шилл. (44 руб.)
  Ручка. ЖЕРМЕНА. 6 ф.ст. (27 руб.)
  Мундштук янтарь. ЖЕРМЕНА. 6 ф.ст. 10 шилл. (34 руб.50 коп.)
  Карандаш, розовая эмаль. ЖЕРМЕНА. 4 ф.ст. 15 шилл. (20 руб.25 коп.)
  Портсигар. ЖЕРМЕНА. 42 ф.ст.15 шилл. (247 руб.)
  Ручка, дерево, розово-лиловая эмаль. ЖЕРМЕНА. 7 ф.15 ш. (39 руб.)  
13.07.1910. Несессер, синяя эмаль. ЭДУАРД. 100 ф.ст. (704 руб.)
Несессер, белая эмаль. ЖЕРЕМЕНА. 160 руб. (936 руб.)
  Подсвечник. ЭДУАРД. 15 ф.ст.15 шилл. (73 руб.)
Бонбоньерка. ЖЕРЕМЕНА. 18 ф.ст. 15 шилл. (95 руб.)
Карандаш, тёмно-синяя эмаль. ЖЕРМЕНА. 4 ф.ст. 15 шилл. (27 руб.50 коп.)
Карандаш, светло-голубая эмаль. ЖЕРМЕНА.4 ф.ст. (27 руб.50 коп.) 
Карандаш, малиновая эмаль. ЖЕРМЕНА. 4 ф.ст.15 шилл. (27 руб.50 коп.)
Запонки, белая эмаль, розы. 5 ф.ст.(28 руб.)
07.12.1911. Кнопка звонка, нефрит. ЖЕРМЕНА. 30 ф.ст. (141 руб.)
  Брошь «Божья коровка». ЖЕРМЕНА. 18 ф.ст.15 шилл. (102 руб.)
  Браслет, платина и золото. ЖЕРМЕНА. 20 ф.(134 руб.)
  Кнопка звонка, серебряные ободки. ЖЕРМЕНА. 10 ф.(53 руб.)
  Портсигар, непрозрачная эмаль. ЖЕРМЕНА. 8 ф.10 шилл. (48 руб.)
  Портсигар серебряный, 1 сапфир. ЖЕРМЕНА. 10 ф.ст. (58 руб.)
  Портсигар овальный, бледно-розовая эмаль. ЖЕРМЕНА. 21 ф. (113 руб.)
29.12.1911. Письменный прибор, розовый орлец, позолоченное серебро (7 предм.) 85 ф. 
  (510 руб.)
14.02.1912. Портсигар, золото 72 пробы, розы в платине. ЖЕРЕМЕНА. 57 ф.ст. (333  
  руб.)
17.07.1912. Нож для писем. ЖЕРМЕНА. 3 ф.ст.15 шилл. (18 руб.50 коп.)
  Ремонт ручки. ЖЕРМЕНА. 8 руб.
20.11.1912. Блокнот. ЭДУАРД. 12 ф.ст. (70 руб.) 
  Кнопка звонка, розовая и белая эмаль. ЭДУАРД. 15 ф.ст.10 шилл. (78 руб.)
  Кнопка звонка, розовато-лиловая эаль. ЭДУАРД. 15 ф.ст. 10 шилл. (78  
  руб.)
  Флакон для духов, хрусталь. ЭДУАРД. 8 ф.ст.15 шилл. (50 руб.)
  Пуговицы (6 шт.), розовая эмаль. ЖЕРМЕНА. 8 ф.ст.5 шилл. (46 руб.)
  Кольцо для галстука, розовый орлец. ЭДУАРД. 2 ф.15 ш. (12 руб.25 коп.)
27.12.1912. Портсигар, горный хрусталь. ЭДУАРД. 65 ф.ст. (362 руб.)
  Карандаш, бледно-розовая эмаль. ЭДУАРД. 4 ф.ст.10 шилл. (27 руб.25 коп.)
  Карандаш, красное золото, 72 пробы. ЖЕРМЕНА. 6 ф.ст.10 шилл. (33 руб.)
  Несессер, бледно-розовая эмаль. ЭДУАРД. 29 ф.ст. (196 руб.)
  Запонки, 4 нефритовых кабошона и розы. ЭДУАРД. 38 ф.ст. (214 руб.)
13.07.1913. Печать, розовый орлец. ЖЕРМЕНА, 10 ф.ст. (32 руб.)
  Несессер, ремонт и переэмалирование. ЖЕРМЕНА. 20 ф. (156 руб.25 коп.)
16.12.1913. Несессер, золото 72 пробы, светло-голубая непрозрачная эмаль и золото в  
  полоску. ЭДУАРД. 85 ф.ст. (474 руб.)
  Цепочка для ключей, красное и зелёное золото. 13 ф. (71 руб.)
  Несессер и портсигар, чёрная и белая непрозрачная эмаль, бриллианты.  
  ЭДУАРД. 98 ф.ст. (581 руб.)
  Мундштук, янтарь. ЖЕРМЕНА.11 ф.ст. (66 руб.)
  Мундштук и портсигар, розовый орлец и янтарь. ЭДУАРД. 30 ф.ст. (142  
  руб.)
  Часы, синяя и жёлтая эмаль. ЭДУАРД. 45 ф.ст. (243 руб.) 
  Кнопка звонка, розовая эмаль. ЭДУАРД. 11 ф.ст. (64 руб.)
20.12.1913. Портсигар серебряный (88 пробы). 8 ф.ст. (46 руб.)
26.03.1914. Портсигар, светло-голубая эмаль. ЖЕРМЕНА. 27 ф.ст. (143 руб.)
12.06.1914. Запонки, чёрная и белая непрозрачная эмаль. ЖЕРМЕНА. 36 ф.ст.10 шилл.
  Анализ. 
Нетрудно заметить, что Эдуард и его супруга Жермена предпочитали розовый цвет эмали.
Встречается и жокейские цвета конюшни Ротшильдов – полоски синего и жёлтого цвета. Из них интересны часы, приобретённые Эдуардом де Ротшильдом в декабре 1913 года за 45 ф.ст. (428 руб., при себестоимости 243 руб.)
  Всего представитель клана Ротшильд учтены в книгах Лондонского отделения фирмы 244 раза, в том числе:
  барон Леопольд – 51
  баронесса Леопольд де Ротшильд – 29
  барон Эдуард – 44
  баронесса Эдуард де Ротшильд (Жермена) – 32
  баронесса Анри де Ротшильд – 25
  барон Джеймс – 9
  баронесса Гольдшмидт де Ротшильд – 8
  барон Эдмон – 8
  леди Ротшильд – 8
  Мириам де Ротшильд- 7
  Баронесса Альфонс де Ротшильд – 5
  Луи де Ротшильд – 4
  Роберт де Ротшильд – 4
  Г-жа Альберт де Ротшильд – 3
  Анри де Ротшильд – 3
  Лионель – 2
  Морис – 2
  Г-жа Морис де Ротшильд - 1 
Отметим наиболее интересные покупки вещей Фаберже:

06.11.1908. Грифон французский «Пикси», сидящий. Белый халцкдон, основание из ляпис-лазури. Г-жа Лео де Ротшильд. 29 ф. (135 руб.)
18.12.1908. Термометр медицинский, эмаль, накладки зелёного золота. Леопольд де Ротшильд. 8 ф.15 ш. (39 руб.)
23.12.1909. Терьер, серый халцедон, ошейник – золото, белая непрозрачная эмаль. Леопольд де Ротшильд. 29 ф.5 ш. (141 руб.)
12.07.1910. Портшез, розовая эмаль, золото, перламутр, горный хрусталь. Барон Леопольд де Ротшильд.
19.12.1910. Петух окаменелого дерева. Леопольд де Ротшильд. 26 ф.5 ш. (141 руб.)
  Собака, серый халцедое. Леопольд де Ротшильд. 35 ф. (131 руб.)
20.03.1911. Рамка для фотографий, чеканное золото, нефрит. 61 ф.10 ш. (325 руб.)
25.07.1912. Часы малые, розовая эмаль. Г-жа Лео де Ротшильд. 29 ф. (158 руб.)
13.11.1912. Брошь-бантик (10), алазы и платина. Барон Альфонс де Ротшильд. 272 ф.9 шилл. (1786 руб.)
18.11.1912. Орангутанг агатовый. Луи де Ротшильд. 45 ф. (277 руб.)

14.12.1912. Статуэтка «Св.Фрускин». Г-жа Леополь де Ротшильд. 110 ф. (755 руб.48 коп.)
17.12.1912. Собака гончая «Харбингер». Леопольд де Ротшильд. 36 ф.(202 руб.).
13.05.1913. Портсигар ребристый, золото 72 пробы, две полоски – синяя эмаль. Роберт де Ротшильд. 78 ф.(493 руб.)
24.06.1913. Кулон, аквамарин, алмазы. Джеймс де Ротшильд. 210 ф.(1207 руб.)
  Бонбоньерка «Божья коровка», эмаль, золото. Джеймс де Ротшильд. 40 ф.(223 руб.)
13.07.1913. Рамка, тёмно-синяя эмаль, гирлянды из золота и платины. Леопольд де Ротшильд. 135 ф. (755 руб.)
13.08.1913. Кнопка для звонка «Тукан», разные камни, позолоченное серебро, нефритовая скала. Баронесса Альберт де Гольдшмидт- Ротшильд.50 ф. (228 руб.).
16.12.1913. Крокус, белый кварц, нефритовые листья, золотые пестики и пр. Леопольд де Ротшильд. 35 ф.(132 руб.)
17.12.1913. Портсигар, горный хрусталь, гравировка под «морозный узор», навкладки золото 72 пробы, зелёная и красная эмаль. 98 ф. (581 руб.)
13.07.1914. Ваза пурпуриновая, пьедестал позолоченного серебра. Леопольд де Ротшильд. 75 ф. (342 руб.)  
21.11.1916. Терьер мальтийский, халцедон. Леопольд де Ротшильд. 18 ф. (118 руб.)

ФОТО. Яйцо пасхальное «Шантеклер», исполненное по заказу Александра Кельха в подарок его супруге Варваре. Золото. Эмаль, алмазы огранки «роза», жемчуг. Серебряный ключ. В.12 5/8 дюйма. Клейма «Фаберже». мастера Михаила Перхина, пробирное для Санкт-Петербурга «Яков Ляпунов» (1899-1904). Дата «1903».
  Яйцо «Шантеклер» - последнее из серии «пасхальных яиц семьи Кельх» (всего 7). Подарено на Пасху 1904 года. Выставка Хаммера в 1939 году. Впервые опубликовано в качестве императорского в 1961 году на выставке «А ля Вьей Руси» и в музее Коркоран. В качестве подарка императрице Марии Фёдоровне опубликовано в монографии К.А.Сноумана во втором издании в 1962 году. Коллекция Форбса, с 2004 года – коллекция Фонда «Связь времён». 13 сентября 1991 года на симпозиуме в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге, Марина Лопато рассуждала о похожем яйце розовой эмали (discussed a similar egg with pink enamel. Her cooments, combined with photograph taken in Paris in the 1920s, have led to some confusion as to whether one of two eggs was in fact created for Barbara Kelch, the wife of Aleksandr Ferdinsndovich Kelch) (2). Кристель МакКанлесс указывает, что о яйце розовой эмали с Петушком ей рассказывала исследователь Татьяна Мунтян (There was a suggestion in Russia in the mid-1990s of a Pink Chanteckleer Egg< but Tatiana Muntian has advised the autors thas this item proved to be a fake) (3). Таким образом, слухи о некоем яйце розовой ямали существовали уже c начала 1990-х гг.

Литература.
1. Кэрол Айкен. Пасхальные яйца Фаберже: технический аспект. – Каталог выставки «Фаберже: придворный ювелир, С.-Петербург, 1993, с.83.
2. Faberge in America. 1996, p 217
3. Will Lowes, Christell L. McCanless. Faberge Eggs. A Retrospective Enciclopedia. 2001/

1 комментарий:

  1. Превосходное повествование, читается с неподдельным интересом. Все эти поиски предметов от Фаберже - настоящий детектив длинною в сто лет. "...Слухи о неком яйце розовой эмали существовали с начала 90-х..." Оказывается, усиленное распускание слухов тоже приносит пользу!

    ОтветитьУдалить