среда, 6 января 2010 г.

enamelFab

В конце XIX — начале XX века русское ювелирное искусство вступило в свой золотой век. Рост экономики привел к появлению нового круга финансовой и коммерческой элиты, ставшей постоянными клиентами ювелирных фирм и мастерских. Из многих известных в то время имен только одно стало символом этой эпохи и воплощением старинного и современного русского ювелирного искусства для зарубежного потребителя. Карл Фаберже, мануфактур-советник, купец 1-ой гильдии, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского, Короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, художник и предприниматель. Он смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья работа определила развитие ювелирной отрасли с1870 года по 1917-й, когда Петербург считался одной из ювелирных столиц мира.
С юных лет любознательный Карл рядом с отцом, наблюдая за работой ювелира. Отег расскасывал ему о своем обучении у придворного ювелира Кейбеля и мастера Шпигеля, из первой пятерки ювелиров Петербурга. Мечтая вывести сына в люди, Густав Фаберже отдал его в немецкую школу святой Анны, а затем отправил в Дрезден в знаменитую ремесленную обучаться ювелирному мастерству/ По окончании школы, Карл отправился к известнону золотых дел мастеру Йозефу Фридману во Франкфурт, после чего путешествовал по Европе, побывал в Англии, Италин, обучался коммерции в фирме Шлосса в Париже и везде изучал ювелирное искусство.. Получив блестящее фундаментальное образование, по прошествии пяти лет Карл возвращается в Россию. Он располагал обширными знаниями, имел массу впечатлений и высшую профессиональную подготовку. Тем не менее по прибытии в Россию, Карл Фаберже продолжает повышать квалификацию под руководством опытного золотых дел мастера Хискиаса Пендина. Карл берется за сложнейшую работу по реставрации скифских ювелирных изделий, постыпивших в «рмитаж из Керченских раскопок и блестяще справляртся с задачей. Работе в Эрмитаже он отдал 20 лет. Сила Фаберже состояла не только в том, что он и сам был сильный художник - дизайнер, но, в том, что он был харизматической личностью, способной руководить большой группой разных по своей специализации и потенциалу художников, творческих личностей, людей часто с непростыми характерами, создать команду единомышленников.
Его сотрудники были одними из первых художников-дизайнеров в современном понимании слова, и до сих пор стиль их работ пропагандируется множеством мастеров. Во времена Фаберже таких художников называли композиторами, то-есть создающих композицию вещей. Пройдя передовую европейскую школу обучения Карл Фаберже требовал таких же знаний от своих сотрудников. Система подготовки художников для фирмы Фаберже включала обязательное ознакомление с западным искусством и технологиями. Время обучения для Фаберже не имело значения. По его мнению, учиться ремеслу надо было всю жизнь. При этом художники Фаберже одними из первых стали активно изучать и восточное искусство, в связи с необходимостью освоения восточного рынка.
Большинство художников Фаберже параллельно с работой для фирмы преподавали по специальности. Это позволяло им не только углубить свое понимание предмета, но и общаться с молодежью, которой свойственны фантазия и воображение. Именно поэтому конкуренты и не могли угнаться за Фаберже. Пока они осваивали одну заимствованную у Фаберже идею, тот выставлял в своем магазине еще несколько новых вещей. ///// вставить о художнице из Эстонии Кларе Цейдлер//////. Художница Клара Цеидлер одна из превых пришла к Карлу Фаберже. Она преподавала в Училище барона Штиглоца, в нескольких женских учебных заведениях Петербурга, в том числе в Смольном институте, где вела предмет <рисование цветов>. Вот почему фирма имела богатый выбор рисунков цветов и растений и первой стала исполнять цветочные композиции из камня, которые произвели фурор на выставке в Париже.
Яростный поклонник классических стилей, остроумный собеседник, неутомимый выдумщик, молодой Фаберже обладал незаурядным трудолюбием и желанием стать лучшим. //// (Его девиз!) : <Трудности существут для того, чтобы из преодолевать, успех достигается тщанием и трудолюбием>, что полностью соответствует лютеранской трудовой этике. Сомнений в выборе у него не было — расширить семейный бизнес и достигнуть мировой славы. Творец провозгласил принцип, в соответствии с которым цена изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством изготовления, а не богатством использованных материалов. Чистота и тщательность работы, точность исполнения стала отличительной чертой фирмы.
Для Фаберже золото никогда не было просто золотом — оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные яркие сочетания цветов давали совершенно фантастические оттенки.
Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или «кватра колор», то есть желтого, белого, красного и зеленого цветов. В эпоху Возрождения мастера активно использовали эти сочетания цветного золота. Техника была известна во Франции с XVIII века, а затем надолго забыта. Российские ювелиры пошли дальше и научились придавать благородному металлу голубой, оранжевый, серый и другие оттенки, а также комбинировать матовое золото с полированным. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов. Императрица Мария Федоровна писала своей сестре английской королеве Анне: «Фаберже — несравненный гений нашего времени».

Однако не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы Фаберже самым эффективным средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков, как фирма Фаберже. Из Парижа Фаберже привез специальные приспособления для гравировки узора на металле, который потом покрывался несколькими слоями полупрозрачной эмали. Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. ?Первая гильоширная машина была еще у Сазикова в 1848 г. и в Экспедиции Саготовления гисударственных бумаг в то же время – В.С./

Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Мастера была так называемая эмаль "en plein" — гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями и не прощает малейшей ошибки.
До сих пор тщетны попытки покорить одну из вершин творчества Карла Фаберже — знаменитый метод гильошированной эмали — особую технику наложения прозрачной эмали на резной фон. Эта техника «гильоше» стала визитной карточкой российской фирмы. Сама методика была известна давно, однако мастера фирмы достигли совершенства. Как правило, делалось это путем нанесения пяти-шести слоев, каждый из которых подвергали обжигу. После покрытия эмаль тщательнейшим образом полировали, создавая игру световых лучей, выявлявших рисунок лишь под определенным углом. В отличие от конкурентов, которые предпочитали работать с надежными и безопасными тонами - белым, бледно-голубым или розовым, - Фаберже смело брался за создание эмали неподражаемых и рискованных тонов - тона желтых примул, за лилово-сливовый, розово - семужный, лилово-зеленый или голубой прусский тона. Самым изысканным, вне всякого сомнения, был его неподражаемый “устричный” - мерцающий теплый белый тон, отражающий переливающиеся оттенки внутренней поверхности морской раковины. Взяв за основу цветовую палитру, из 144 цветов и оттенков, мастера фирмы каждый раз создавали новый декоративный эффект и неповторимую игру света и тени за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, зигзагов, чешуек и «елочки». Сотрудники Фаберже начали применять машинную гравировку «солнечные лучи», «волны» или «муаровый узор», на покрывавшейся эмалью металлической (золоте или серебре) основе, что придавало жизнь плоским поверхностям и стало вершиной виртуозности метода. Эти эффекты дополнялись “мотивами” цветочных лепестков, пейзажей или имитацией вкраплений агата, которые писались кистью перед наложением предпоследнего слоя эмалевого пигмента. Последний, верхний слой эмали - “fondant,” или его блестящее покрытие - тщательно и бережно, многими часами полировался на деревянном колесе и шлифовался для придания предмету его уникального сияния.
В 1906 г. на просьбу одного из сыновей Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу лучший французский эмальер Гуйон огорченно воскликнул: «Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт - Петербурге!».
Подсчитано, что в изделиях Фаберже можно различить свыше 500 цветовых нюансов эмали (для сравнения - сегодня в арсенале самых известных итальянских и французских ювелиров всего 50 оттенков).
В коллекции Музея Фаберже представлены портсигары (папиросницы - так назывались эти предметы в конце XIX – начале ХХ веков) с эмалью по гильошированному фону и из разноцветного золота, изготовленные фирмой К. Фаберже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий