вторник, 3 мая 2011 г.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРОМЫШЛЕННЫЕ МУЗЕИ НА ЗАПАДЕ И У НАС.


Статья из журнала РУССКIЙ ЮВЕЛИРЬ, # 3, 1914, - С.5-7
(Выписки. Валентин Скурлов, 2011).
):

     Министерство Торговли и Промышленности недавно издало ежегодник по вопросам художественно-промышленного образования; ежегодник этот посвящен главным образом производству художественной керамики, но в первой главе в следующих словах изложено значение художественной промышленности и задачи художественно-промышленного образования:
    "Сильна волна народной жизни - ко всему применять утилитарную точлу зрения, все оценивать с экономической стороны; в науке больше внимания обращается на то, что приложимо к жизни, что служит на пользу человечеству, эта волна захватила и искусство; оно стремится освободиться от стеклянного шкафа, витрин музеев, и хочет стать не только украшением нашей обыденной жизни, но и экономической ценностью нашего быта... Искусство проникает все глубже и прочнее в промышленность, оно поставляет предметы для торговли"...
    "Характерной чертой переживаемого нами времени является необыкновенно повышенный спрос на художественную форму промышленных изделий, и народы, не умеющие или не желающие считаться с потребностями своего времени, всегда жестоко платятся за свою отсталость"...
    "Нечего говорить, что для России вопрос этот имеет особенное значение. Молодой русский народ, бодро нагоняющий на многих поприщах человеческой деятельности культурные народы, не должен и не может отставать в деле художественной промышленности".
        Указанные слова следует считать программой дальнейшей деятельности М.Т. и П. на пути развития художественно-ремесленного образования; мы глубоко уверены, что Министерство выполнит эту программу полностью и труды его несомненно увенчаются успехом. Теперь мы желаем сказать лишь несколько слов по поводу того, каким образом Западная Европа уже выполнила то, что  намечается нашим Министерством, каким образом культурная Европа обьединила и слила воедино два понятия - искусство и торговлю, каким образом она развила художественный вкус не только потребителей, но и производителей. Для этой последней цели Европа прибегла к наглядному методу,  постаралась путем устройства музеев и выставок показать производителям, фабрикантам, мастерам и рабочим, что есть красивого и изящного в отрасли в данную эпоху и что было создано в прежние века и притом не только в своей стране, но и в других странах.
         Один из таких музеев  в Берлине, именуемый художественно-промышленным (Das Kunstgewerbe-Muzeum) представляет  собою громадное здание в два этажа о 68 комнатах. Музей существует с 1868 года, а здание, где он сейчас помещается, постоено в 1881 г.; фасад здания украшен мозаикой и скульптурами лучших германских мастеров. В 1905 г. рядом с музеем выстроен отдельный флигель для библиотеки с громадной читальной залой, открытой для публики от 10 утра до 10 вечера; библиотека эта имеет несколько десятков тысяч томов по всем отраслям промышленности.
(...далее идет описание экспозиции Музея - В.С.).
          Берлинский музей является не единственным  в этом роде в Западной Европе; известен также Баварский музей в Нюрнберге, главная цель которого поднять и усовершенствовать местную промышленность и вызвать к жизни новые производства; есть подобные музеи и в Австрии и в Швейцарии.
          Вопрос об учреждении в России промышленного музея был поднят еще 100 лет  назад кн. Голицыным, но тогда это не осуществилось.
          В начале 70-х годов учрежден был общий Музей прикладных знаний в здании Соляного городка; там, действительно, имеется много хороших вешей по керамике, старинных, золотых, серебряных предметов, чудная коллекция старинных часов. В Императорском Эрмитаже много можно найти старинных редких и художественных вешей. Кроме этого, у нас в России есть масса частных очень дорогих коллекций.  Можно уклазать на коллекцию гр. Шереметева (древние серебряные вещи, образа и др.), на коллекцию гр. Уваровых в с. Поречье Мосовской губернии (литые веши, финифть, церковные вещи и др.). Можно с уверенностью сказать, что Россия и в данном отношении ничуть не беднее какой-либо страны Западной Европы; хватит в России материала для самого лучшего промышленного музея. Если же по каким-либо причинам невозможно будет воспользоваться оригинальными вещами, тоо можно ограничиться копиями и снимками. Теперь же весь этот богатуый материал лежит в хранилищах, правда очень красивых и роскошных; многие зранилища даже весьма посещаются людьми, любящими красивое и стремящимися к развитию эстетического вкуса; русское же производство от этого ничего не получает; русский ремесленник по прежнему продолжает свою шаблонную работу, свое копирование с разных, иногда довольно плохих оригиналов, ничего общего не имеющих с русским духом и творчеством вообще. Здесь не творчество, а какое-то прозабание. При таких условиях невозможно даже говорить о какой бы то ни было популяризации прикладных знаний и развитии художественного вкуса в области промышленности.
    Мы снова обращаемся к тем словам, с которых мы начали заметку и которые  считаем программой Министерства: мы уверены, что Министерство действительно освободит искусство от  шкафов и витрин музеев, оно преподнесет его русскому промышленному классу, русскому ремесленнику в виде Музея школы, даст ему в руки книгу,, которая прояснит ему все значение всех этих сокровищ,  и благословит  на путь художественного творчества в области ремесла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий