понедельник, 28 мая 2012 г.

ТОЛМАЦКИЙ Владислав Абрамович, искусствовед.

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича
«История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX – начало XXI вв.)»,
представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».

Диссертация В. В. Скурлова представляет собою первое комплексное исследование особенностей и специфики камнерезного искусства мастеров знаменитой российской ювелирной фирмы Фаберже, их современников и последователей (вплоть до нынешнего дня). Эта работа со всей очевидностью выявляет актуальность и практическую востребованность данной темы, обусловленную явно недостаточной её научной изученностью.
Выбранный автором метод изложения материала воспринимается по своему характеру и структуре как конструктивно логичный;  научная обоснованность его проистекает из самой природы тех общих целей и задач, что сформулированы им в вводной части диссертации. Как справедливо здесь отмечено, «интерес представляют не только вопросы стилистической преемственности в камнерезном искусстве прошлого и настоящего, но и вопросы, связанные с сохранением традиций в организационной системе ювелирных и камнерезных мастерских». Это, собственно, и определяет главную цель  диссертационной работы – осмысление традиций Фаберже в отечественной художественной культуре конца XIX – начала XXI вв.
В контекст исследования включены обширные материалы, посвящённые отдельным школам ювелирного и камнерезного искусства России –  петербургской (к ней, собственно, и принадлежит фирма Фаберже), уральской и алтайской. При этом, однако, автору не удалось избежать  некоторых штампов и малоубедительных качественных определений, касающихся отдельных известных персон. Это прежде всего относится к деятельности А. К. Денисова-Уральского, названного «единственным прижизненным соперником Фаберже». Само сравнение двух этих личностей: умеренно искусного ремесленника, компенсировавшего, впрочем, изъяны художественного вкуса хорошей деловой хваткой,  - и гениального творца (вовсе не чуждавшегося при этом, как мы знаем,  законов рынка) выглядит несколько надуманно.
В целом же значение данной диссертации для отечественного искусствознания трудно переоценить. Не так уж часто можно встретить  столь масштабное исследование, способное на строго научной основе, обстоятельно, исчерпывающе ответить на таящиеся в изучаемом материале самые непростые вопросы - и напрямую, а порою всего лишь «по касательной», косвенно (видимо, на радость знающим этому цену специалистам – для них в науке мелочей нет!). Тем более значим этот труд сегодня (в том числе и в сугубо практическом плане – ведь в декоративно-прикладном искусстве собственно техническая составляющая исключительно важна), когда у нас на глазах в России вновь возрождаются высокие традиции камнерезного искусства фирмы Фаберже.

                           Толмацкий Владислав Абрамович, искусствовед

Комментариев нет:

Отправить комментарий