воскресенье, 14 сентября 2014 г.

ИСТОРИЯ ФИРМЫ «К.ФАБЕРЖЕ». Краткая справка Евгения Карловича Фаберже. написана 13 февраля 1937 года по запросу Г.Ч.Бэйнбриджа. Архив Татьяны Фаберже.

          Фирма «К.Фаберже», Сант-Петербург – придворный ювелир России, Великобритании, Швеции и Сиама.
     Г-н Петер-Карл Фаберже (по-русски Карл Густавович) родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. в семье ювелира и золотых дел мастера Густава Фаберже, который открыл в этом городе маленькую и скромную мастерскую на Большой Морской улице..
      По происхождению Фаберже – французские протестанты (гугеноты) из Пикардии на севере Франции; предки Фаберже были вынуждены бежать из этой страны после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV. Пройдя через северную часть Германии, они поселились в прибалтийской провинции России и, наконец, обосновались в Санкт-Петербурге. В 1872 г. Карл Фаберже стал преемником своего отца, после того, как тот отошёл от дел. Вскоре Карл переехал из скромной мастерской в более просторное помещение, которое было расположено как раз напротив старой мастерской. Через несколько лет эта старая мастерская стала вдвое больше. В 1900 г. К.Фаберже переехал в новое здание, которое он приобрёл на этой же улице и перестроил по собственному замыслу в англо-готическом стиле; фасад здания был облицован великолепным гранитом из Финляндии. В этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом Шмидтом, сыном двоюродной сестры Карла Фаберже, на улице, которая с 1902 года называлась Морская, а до этого Большая Морская, размещался большой ювелирный магазин на первом этаже. Было ещё три этажа. В самом верхнем из них была фешенебельная квартира Фаберже, спланированная и отделанная с присущим ему вкусом. Особенно хороши были его рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотой в два этажа, изящным был будуар его этажа г-жи Августы Фаберже, урождённой Якобс. Её отец был знаменитым мастером, резчиком по чёрному дереву, он выполнил множество первоклассных вещей по заданию Николая I, Александра II и Александра.III.
      В новом здании Фаберже было несколько торговых залов, в которых продавались ювелирные украшения, камнерезные изделия, поделки и серебро; бухгалтерия, студии дизайнеров и скульпторов; в обширной специализированной библиотеке были собраны книги по всевозможным жанрам и стилям искусства, особое внимание уделялось ювелирному искусству, это была уникальная библиотека; в нескольких комнатах были собраны модели из воска, пластилина и металла, образцы эмалей и т.п. В этом же здании К.Фаберже разместил основные мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей. К.Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или по его замыслам, которые он передавал своим дизайнерам для исполнения; он контролировал всё, вплоть до последней детали. В состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие всевозможные фантазийные изделия из всевозможных самоцветов, преимущественно сибирских; это были фигурки животных - от крошечных до очень больших; различные цветы и растения, точно воспроизводящие натуральные, в вазочках из горного хрусталя. Изготавливались также всевозможные комические вещицы, например, русские типы - солдаты, крестьяне, бабы, казаки и т.п.
       Однажды, я думаю, это было в 1883 г. Карлу Фаберже пришла счастливая мысль изготовить оригинальное пасхальное яйцо, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило высокую оценку его величества , который сделал заказ и выразил пожелание получать новое яйцо ежегодно и доставлять его во дворец накануне Пасхи. Упомянутое выше первое яйцо было выполнено из золота и покрыто белой эмалью; когда его открывали, там оказывался золотой желток, а в нём курочка с пёрышками из разноцветного золота, внутри курочки была миниатюрная царская корона из алмазов - копия настоящей, а внутри короны – крошечное рубиновое яичко, которое можно было носить на цепочке. (Судя по описанию – это Первое Императорское пасхальное яйцо на Пасху 1885 года – В.С.). С тех пор, каждый год мой отец проектировал новое пасхальное яйцо с каким-нибудь сюрпризом, которое царь преподносил своей жене, императрице Марии Федоровне. После смерти его величества, мой отец был обязан делать по два пасхальных яйца для нового царя Николая II, который преподносил их своей жене, императрице Александре Федоровне, а также вдовствующей императрице. Всего К.Фаберже изготовил 50 яиц.  
Г-н Карл Фаберже принимал участие в различных выставках, так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где он показал копии прекрасных древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Петербурге и Эрмитаже. Эти украшения были изготовлены за несколько столетий до Рождества Христова. К. Фаберже был награжден золотой медалью.
На Северной выставке 1888 года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил Почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (большая золотая медаль) и получил право носить на выставке Государственный герб; до этого, в 1882 г., в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. На следующий год, в 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира, а Евгений Фаберже, будучи членом жюри, получил памятную медаль.
Самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он продемонстрировал свои произведения вне конкурса, а также был членом жюри и был награжден орденом Почетного легиона, в то время как его старший сын Евгений получил пальмовую ветвь - знак офицера Академии изящных искусств, а его главные мастера - золотые и серебряные медали.
Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание поставщика Высочайшего двора, а царь Николай II присвоил звание придворного ювелира.
Кроме основного магазина в Санкт-Петербурге, г-н Фаберже имел Московский филиал с большой фабрикой, которая производила изделия из серебра и ювелирные украшения, затем появился Одесский филиал со своими мастерскими, а затем – в течение пяти лет – Киевский; большой магазин был в Лондоне, где первым управляющим был г-н Артур Бо, а затем г-н Г. Ч. Бэйнбридж и Николай Фаберже, младший сын Карла Фаберже. Его величество король Георг V сделал К. Фаберже своим придворным ювелиром. По приглашению его высочества принца Чакробонга сиамского, получившего образование в Петербурге и прекрасно знавшего русский язык, К. Фаберже предпринял путешествие в Сиам, а также посетил дворы индийских магараджей. Его величество король Чулалонгкорн сиамский также присвоил Фаберже звание придворного ювелира и эмальера; он был большим поклонником его искусства. Я должен сказать, что фирма Фаберже была первой и единственной фирмой, которая вступила в торговые отношения с саамским королевством и индийскими магараджами. После смерти короля Чулалонгкорна, новый король заказал Карлу Фаберже большую статую Будды из сибирского нефрита для усыпальницы-храма короля Чулалонгкорна. В течение 9-ти лет представители фирмы успешно совершали деловые поездки в Сиам и ко дворам индийских магараджей.
После Всемирной выставки в Париже в 1900 г., К. Фаберже приобрел обширную клиентуру не только в Париже, но также во всем цивилизованном мире, как в Европе, так и в Америке.
Еще несколько слов о Сиаме. По заказу нового короля, К. Фаберже выполнил для храма-усыпальницы Чулалонгкорна прекрасную огромную чашу из зеленого сибирского нефрита, украшенную золотом, розовой эмалью и алмазами, на пьедестале из того же материала; пару больших подсвечников-торшеров в стиле Людовика XVI для электрических ламп – также из нефрита. Множество великолепных произведений Фаберже украшает дворец короля Сиама, дворцы сиамской знати и индийских магараджей в Непале.
Я не говорю о русских великих князьях и большей части европейской знати, которые были постоянными клиентами Фаберже. При посещении Петербурга иностранными монархами, в программу осмотра города входил, согласно обычаю, визит в магазины Фаберже. Ни один монарх не отказывался от посещения фирмы.
Г-н К. Фаберже проработал ровно 50 лет, сначала вместе с отцом, затем, с 1872 года – когда его отец уехал в Дрезден – он лично управлял делом. Его опорой и надежным помощником был друг его отца, знаменитый финн Петер Хискиас Пендин из Сант-Михеля в Финляндии, умерший в 1882. Потом Карл Фаберже руководил фирмой один.
К. Фаберже женился в 1872 году на Августе Юлии Якобс, дочери Готтлиба Якобса из Риги, знаменитого резчика по черному дереву, столяра и краснодеревщика, управляющего мастерскими царей Николая I, Александра II и Александра III в Царском селе.
Когда в России разразилась революция, магазины Фаберже оставались открытыми, их закрывали лишь на некоторое время. Полтора года семья Фаберже жила при революционном режиме, из этого срока – один год при большевиках. Затем К. Фаберже эмигрировал в Ригу, которая в то время стала столицей Латвии. Затем, когда большевики напали на этот город, он с большим трудом бежал с некоторыми друзьями в Германию. Когда же и там началась революция, он был вынужден бежать сначала во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и, наконец, в Висбаден. Нетрудно понять, что все эти переезды и нервная жизнь начали подрывать его здоровье, ведь в это время ему было уже 74 года. В Висбадене он заболел, хотя раньше в России он всегда отличался очень хорошим здоровьем. В июне 1920 г. его жена и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну. Превосходный швейцарский воздух оказал на него благотворное влияние, и он почувствовал себя лучше; он даже иногда совершал прогулки по Женевскому озеру до Уши, Монтре, Нийона и др. со своим внуком Петром, вторым сыном Агафона Фаберже. Однако, он страдал от бездействия, он всегда такой трудолюбивый и активный, умный, работоспособный, усердный. Такая жизнь без работы была для него невыносимой. Он часто повторял: «Такая жизнь – это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить – нет смысла». Его сердце было разбито после 50-летнего творческого труда, после того, как он создал первоклассное ювелирное предприятие, после того, как он добился успеха и был знаменит во всем цивилизованном мире, этот человек вынужден был наблюдать, как дело его жизни было погублено так глупо и так бессмысленно – это было последним ударом.
Однажды, в конце июля 1920 г., он от слабости упал на пол в своей комнате и после этого уже был прикован к постели. До конца жизни он оставался в здравом уме, его интересовало все, что происходит в мире. Он ежедневно читал газеты и интересные книги, которые мы приносили ему каждый день из библиотеки. Врачи обнаружили у него рак печени, но к счастью, он не страдал и никогда не жаловался. Он скончался тихо, без страданий, рано утром 24 сентября 1920 года в присутствии своей жены, за час до этого выкурив половину сигареты. По его последнему желанию, тело его было кремировано в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена, которую он любил.

Г-жа Августа Фаберже, вдова Карла Фаберже, была женщиной с большим и добрым сердцем и положила всю свою жизнь на то, чтобы помогать другим, насколько это было возможным. Она умерла также спокойно и без страданий в Канне на Французской Ривьере, 27 января 1925 года в возрасте 73 лет, тогда как мой отец достиг возраста 74 лет и 4 месяцев. Все мои бабушки и дедушки жили более 80 лет. В мае 1930 года я перевез прах моего отца из Лозанны в Канны  и похоронил его в могилу моей матери. Я поставил  на могилу благородными и в тоже время скромными людьми, надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами в соответствии с желанием моего отца, который хотел иметь на своей могиле черный камень с золотыми буквами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий