воскресенье, 14 сентября 2014 г.

РУНДАЛЬЦОВ Михаил Викторович. Сотрудничал с Фаберже. 19.11.1871 (Санкт-Петербург) – 2.11.1935 (Париж). График, хивописец.

Сын ремесленника-гравера. Учился гравированию у отца. В 1887-92 гг. был вольнослушателем Центрального Училища Технического Рисования  ЮАР. Штиглица. Занимался в классе ксилографии и офорта у проф. В.В.Матэ. Участвовал в ученических выставках и получил ряд премий. В 1890-е гг. работал для разных издательств, исполнял гравюры для журналов «Живописное обозрение», «Всемирная литература» и «Нива», сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже. В 1895 г. получил должность художника-гравера в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. В 1902 и 1906 гг. был командирован Академией художеств за границу для совершенствования в технике офорта.
     Исполнил гравированные портреты деятелей культуры, в том числе А.С.Пушкина (с оригиналов О.А.Кипренского и В.А.Тропинина; 1890-е гг.), А.Г.Рубинштейна (с оригинала И.Е.Репина;; 1895 г.), Л.Н.Толстого (1890-е гг.), О.А.Кипренского (с автопортрета, хранящегося в музее Уффици во Флоренции; 1903 г.), Г.И. Семирадского (1904 г.), И.С.Тургенева (1905 г.), М.А.Зичи (1910 г.), С.А.Траилина (1916 г.).  Портреты П.И.Чайковского и великого князя Владимира Александровича были приобретены Музеем Академии художеств. Создал портреты Николая II, Наследника-цесаревича и других членов императорской семьи; был представлен ко Двору и получил от государя перстень. Исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа и Русского музея, рисовал для почтовых открыток (серии «Виды Санкт-Петербурга», «Портреты российских императоров» и др.), занимался экслибрисом. Эпизодически обращался к живописи – писал пейзажи, цветы и портреты.
     Участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств и выставках Товарищества художников, входил в в общество «Мюссаровские понедельники", был членом-учредителем Русского художественно-промышленного общества. В 1905 г. по представлению проф. Матэ был избран академиком. В 1909 г. получил французский орден «Академические пальмы». Имел чин надворного советника.
        В 1917 г. исполнил портрет А.Ф.Керенского, в 1919 г. – портрет В.И.Ленина (по фотографии М.С.Наппельбаума; офорт предназначался для тиражирования). Занимался праздничным оформлением улиц Петрограда  к первой годовщине Октября. Участвовал в 1-ой Государственной свободной выставке произведений искусств (1919).
      В 1921  выехал в Ревель, затем перебрался в США и поселился в Майами-Бич (Флорида). Выступил в местную Художественную лигу. Исполнял  портреты по государственным заказам (в  частности, портрет президента У. Гардинга). Был профессором гравюры в Институте объединенных искусств, основанном в Нью-Йорке Н.К.Рерихом. Провел в Нью-Йорке персональную выставку (1930; живопись и графика).
      В 1930 г. переехал в Париж. Участвовал в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance (1932). Создал портрет великого князя Николая Николаевича по заказу Лейб-казачьего объединения (1933) и серию ню (гравюры). Был членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933 г.) и последним председателем Общества русских художников им. И.С.Тургенева. Похоронен в склепе общества на кладбище Пер-Лашез.
      В 1936 г. посмертная выставка-продажа состоялась на аукционе Дрюо в Париже. В музеях России хранится около 300 графических произведений.


О.Л.Лейкинд, К.В.Махров, Д.Я.Северюхин. ХУДОЖНИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Биографический словарь. Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1999.

1 комментарий:

  1. Недавно нашел на сайте библиотеки конгресса США слайд, где Рундальцов показывает портрет Гартинга. Кто знает, правда ли, что Рундальцов был одним из изготовителей обратной стороны однодолларовой купюры, а Рерих её идеологом?
    С уважением, Николай Петров

    ОтветитьУдалить