понедельник, 21 марта 2016 г.

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ.

         ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ.

14 декабря 1947 года..  Родильный дом д-ра  Видемана на 14 линии Васильевского острова, угол Большого проспекта  Мама всегда рассказывала, что когда ее привели из родильного отделения в палату, то первое, что она услышала по радио в 9 часов вечера, было сообщение об обмене денег и об отмене карточек. Это сообщение было ошеломляющим о многим ленинградцам запомнилось надолго. Я потом говорил со старыми ленинградцами - они помнят этот день. Мать поздравляли, говорили, что это удача, ребенку будет счастье.
         Меня крестила моя бабушка  по матери - Августа Александровна Хабазова (1895-1955). Она была православной и посещала церковь Смоленской Божьей Матери при Смоленском кладбище. Я  помню это кладбище с самых ранних дет. Очевидно, бабушка водила меня  в церковь. Хорошо помню инвалидов при входе на кладбище. Их было много. Они были без ног или без рук. Еще помню таких же инвалидов безногих на углу !6 линии и Малого проспекта. Пиво тогда стоило 2 руб. 20 коп., а кружка клюквенного морса 95 коп. Поэтому павильон  назывался «Пиво-Воды». В дальнейшем вод уду никогда не продавалось, только - пиво. Но я застал еще воды.  Я еще помню, что эскимо стоило 1 руб. 10 коп. Мне мама давала ! руб., я покупал мороженое за 85 коп.. и еще имел сдачею - 15 коп.. Трамвай  стоил 15 коп.  Мне нравился мой район, Тогда на углу 17 линии и Камской улицы жило много народу. Это сейчас всех выселили. А тогда ходили два трамвая: 3 4 и № 6. Мы катались на колбасе. За Смоленкой было трамвайное кольцо.
   Наш дом – это 4-этажный флигель на участке № 89 по 16 линии. Первый домпочему то был 87. До революции это был господский дом и принадлежал купцу 1 гильдии Баринову. Много лет позже я встречал счета этого купца в архиве. Оказывается это был крупный мастер гранитного дела, изготовлял памятники для Смоленскогг кладбища. Я любил гулять на Немецком кладбище. Так мы называл Смоленское лютеранское. Тогда еще много немецких камней было в сохранности. Меня пленили немецкие буквы. Вообще я с детства почему-то был дойчефилом. Мне нравилась немецкая культура. Много лет спустя, когда я впервые в 1987 году посетил Берлин, я удивился похожести некоторых районов Берлина в моим Васильевским острововом. Я чувствовал в Берлине себя в своей тарелке. В 1959 году одна воспитательница в интернате пообещала взять меня в Германию, ее муж-офицер там служил. Я этому поверил и очень ждал. Когда я понял, что это неосуществимо, я очень был расстроен. Мораль – нельзя детям обещать неосуществимого. Если пообещал ребенку, то исполняй.
      Фамилия моя происодит из Тульской губернии. Есть даде село Скурлово на карте 1866 года. Это в 4 км от истока Волги. Надо бы посетить эти места. Но Скурловых немало. Они проживали в разных уездах Тверской губернии. В основном были крестьяне, но были также мещане и купцы, в Осташковском, Вышневолоцком, Новоторжском  и Селижаролвском уездах. Все Скурловы – родственники. Фамилия Иван Скурло встречается еще у проф. Веселовского в Новгороде в 1498 году. Таким образом моей фамилии более 500 лет. Но в Тверской области Скурловых осталось мало. Все разъехались. В основном в Петербург и в Москву. Какой-то Скурлов в 1926 году был членои Исполкома Сокольнического района. Сейчас в Петербурге минимум шесть семей Скурловых (это по телефонному справочнику). В 1940 году какая-то Скурлова была автором пособия по русскому языку в Торжковском политехникуме. Я это нашел по каталогу Публичной библиотеки. Но больше Скурловых ученых не нашел. Еще один Скурлов Михаил Васильевич был репрессирован в Свирьлаге в 1937 году. Это я нашел по справочнику общества «Мемориал». Отец говорил, что Скурловы были богатые крестьяне. Наверное, кулаки, и когда началась коллективизация, ои бросили все имущество, кое-что продали и бежали в города. Иначе – Сибирь. Отец еще ездил в родное село. Тупиково ? в 10 км от Торжка. В нашем доме был сельсовет. Несмотря на такое происхождение, можно сказать подозрительное, отец закончил семилетку, учился в техникуме, служил в погранвойсках на границе с Эстонией и в 1936-1938 году учился в пехотном училише. Училище размещалось в бывшем Пажеском корпусе, поэтому в шутку можно сказать, что отец закончил Пажеский корпус.  Стал лейтенантом и воевал в финскую войну, стал старшим лейтенантом, имел медаль. Какую? «За боевые заслуги»? После финской войны отец работал на Кировском заводе, в мартеновском цехе и снабженцем. Зарабатывал очень большие деньги. Еще раньше, мальчиком (15 лет) он работал в Ленинграде в гостинице «Астория» лифтером или боем, подносил чемоданы. Имел чаевые и приносил домой много пирожных Наверное это был 1926 год. Ведь отец родился в 1911 году.
        Родом Скурловы- их обрусевших тверских карел. Кстати, президент Путин – тоже их тверских карел. В 1939 году тверских карел, судя по Энциклопедии было 200 ьысяч человек. Совсем немало. Тверские карелы пришли на юг, с Карельского перешейка в 17 веке. Местность Селигер им понравилась, поскольку напоминала Карелию. Но бабка  отца была финско-язычной карелкой и почти не говорила по-русски. Но очевидно, уже женились на русских, поскольку в роду упоминаются фамилии Румянцев и Суворов. Я думаю,  не случайно. Очевидно, кто-то служил у Суворова. Какие-то родственники жили в Оредеже.  Краснова Елена Иосифовна говорит, что встречала фамилию купца Скурлова. В 1837 году он давал в долг Строганову 17 тысяч рублей и должен был получить эту сумму из конторы. Вполне возможно, но не знаю, каким боком приходится мне этот Скурлов.
1953 год. Я должен был помнить день смерти Сталина. Ведь мне было 5 лет и 3 мес. Но  я плохо помнить этот момент.  Помню, что моя мама  работала в 13 детском саде Василеостровского района. Мать не могла работать на более высокой должности, поскольку не имела документа о среднем образовании. Я помню, что, где -то в 1956-57 гг.я ездил с мамой в Колпино, где она получила справку от заведующей учебным отдели 1-ой Колпинской школы и еще от одной учительницы,  что моя мать окончила школу в !939.   Моя мама закончила колпинскую школу с золотой медалью, но у в сталинские времена золотые  медали не вручались. Единственная привилегия - это поступление  в вуз  без экзаменов. Моя мама поступила не больше не меньше в электротехнический институт. Но в 1940 году Сталин издал указ  о плате за обучение в ВУЗах. И мама вынуждена бы  покинуть Электротехнический институт и поступила на третий курс Коплпинского металлургического техникума. Из воспоминаний об Электротехническом институте, могу сказать следующее. Я спрашивал маму, кого из великих она помнит. Она рассказывала о Викторе Набутове, Который учился в  ее  группе. Однажды, Виктор, устав от многочисленных тренировок, заснул на верхнем этаже аудитории, проснувшись, не смог  деть свои галоши. Они были пробить гвоздиками к полу.
1953. Моя сестра поступила в школу  № ё4 на на 14 линии. Это была женская школ.  Как дальше стала смешанной, я неи помню, последнее, что помню, играл в футбол во дворе школы, наверное.   
1954. В этом году я поступил в  11 мужскую школу. Я думаю, это дорого обошлось родителям, точнее бабушке которая меня крестила. Бабушшка дала площдьв 15 8 кваддатных метров .

1955. Я поступил в 11 среднюю школу. Еще годом  раньше она называлась Мужской школой № 11 и я в восхищение наблюдал, как во дворе школы  десятиклсссники делали упражнения с руэжьеи. Я думая,  выпускники 1955 года подтвердят ми воспоминания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий