суббота, 31 декабря 2016 г.

ФерсманАссортимент. «Очерки по истории камня».

При украшении больших декоративных ваз их часто перегружали бронзой, не стремились к гармонии рисунка и формы камня с бронзовым орнаментом. Наши государственные гранильные фабрики заказывали детали из бронзы отдельным фирмам, причем нередко в заказах не сообщалось, каким должно быть изделие в целом. Бронзовые работы выполнялись искусными ювелирами, но часто были оторваны от основного материала. Только в начале XX столетия петербургские крупные частные фирмы (Верфель  и особенно Фаберже) организовали собственное литье и обработку бронзы, вследствие чего они достигли больших успехов в сочетании бронзы и камня.
 К сожалению, работники кустарной промышленности не понимали правильного сочетания разнообразных материалов, и часто в изделиях кустарей встречались такие безвкусные комбинации, как шарик агата на селенитовой подставке или малахит и змеевик на одной шкатулке. Не учитывались красивые соотношения камня с металлом, например, малахита с бронзой, лазурита с золотом, орлеца (родонита) с серебром и т.д. Между тем правильное решение этих вопросов несомненно повысит художественную ценность изделий.
 ТИПЫ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КАМНЯ
 Государственные гранильные фабрики России в своих изделиях подражали французским образцам, флорентийским мозаикам и старинным русским предметам домашнего обихода. Камнерезное дело довольно полно удовлетворяло спрос на предметы роскоши. Интересно сейчас перечислить разнообразные художественные изделия из русского камня, так как это поможет нашим государственным предприятиям и промысловой кооперации расширить за счет интересных образцов ассортимент выпускаемой ими продукции из цветных и самоцветных камней.
 Некоторые из перечисленных ниже предметов являются пережитками старины (например, короны, дарохранительницы и др.), но тем не менее и они представляют художественный интерес, и я привожу их наряду с другими, с краткой характеристикой и указанием типа и формы использования камня.
 Абажуры. Особенно хороши абажуры из просвечивающих пластин нефрита, гипса или мраморного оникса, а также из орлеца.
 Альбомы. Переплеты альбомов украшались тонкими пластинками различных цветных камней.
 Амулеты. Для восточного рынка их изготовляли из разнообразных камней, главным образом из твердых пород.
 Балюстрады, бассейны, ванны. Делались почти исключительно из мрамора, причем успешно использовался и уральский мрамор. Ограда сеней в храме Воскресения была сделана на Екатеринбургской фабрике из орлеца.
 Браслеты. Обычно камни вставлялись в золотую, платиновую или серебряную оправы; как исключение, делались сплошные браслеты из камня в виде цельного обруча (агат, нефрит, оникс).
 Брелоки, подвески. Изготовлялись из самых разнообразных камней, в оправе и без оправы.
 Брошки. В первой половине XIX в. для брошек употребляли Лабрадор, лазурит, малахит в виде пластинок, иногда со слабовыпуклой поверхностью. Значительно позднее появились брошки из твердых пород, овальной и круглой формы, в тонкой оправе из благородных металлов.
 Булавки. В России для булавок употреблялся самый разнообразный камень. Для старинных уральских булавок характерны головки из гематита или лазурита, а также из горного хрусталя — волосатика.
 Булавы — см. Короны.
 Бусы. Делались главным образом уральскими кустарями в виде ограненных шариков из горного хрусталя или золотистого топаза, а в конце XVIII и начале XIX в. и из непрозрачных пород: малахита, яшм, орлеца, лазурита.
 Вазочки и вазы. Это главнейшие изделия наших гранильных фабрик; разнообразие этих видов убранства дворцов, музеев и помещений определялось не только различием их архитектурного назначения, но и требованиями стиля. Из основных типов следует отметить: кувшины формы эгильер типа бандо с цилиндрической перевязью, плоские чаши на высокой ножке («римская ваза»), амфоры с сильно вытянутым корпусом и узкой шейкой, вазы формы Медичи, напоминающие большие бокалы, курильницы и т.п.
 Граненые камни. Изготовлялись для перстней, булавок, брошек, сережек, подвесок и различных украшений; применялись частью граненными по всем правилам ювелирного дела на Западе, частью же в виде полуокатанных и отполированных камней восточного типа.
 Гребешки. Гребешки иногда украшались самоцветами с индийской гранью пли в форме кабошона.
 Горки. В 1870—1890 гг. на Урале была мода на каменные горки, которая исчезла полностью в начале XX в. Такие горки, представляющие собой своеобразные коллекции минералов (рубелиты, изумруды, топазы, аметисты и т.д.) обычно снабжались каталогами, а на камни наклеивались номерки. По особому заказу Екатеринбургская фабрика готовила для выставок целые гроты из больших кристаллов и глыб горных пород.
 Дарохранительницы — см. Утварь церковная.
 Держалки для зубных щеток, изготовлялись из селенита, чаще всего — дешевой кустарной работы.
 Жардиньерки. Эти изделия с цветным камнем готовили для императорского двора Петергофская и Екатеринбургская фабрики.
 Жезлы — см. Короны.
 Запонки. Изготовлялись екатеринбургскими кустарями по заказам ювелирных фирм, в виде шариков из лазурита, кабошонов из гематита, пластинок из агата, Лабрадора и малахита.
 Застежки, пряжки. Делались из целого камня, изредка, в подражание китайским образцам, из нефрита.
 Зеркала. Рамы для зеркал выпускались большей частью государственными фабриками. Известны рамы из коргонской красной и серо-фиолетовой яшмы, из орлеца и змеевика, с украшением из бронзы и флорентийской мозаики.
 Иконостасы, киоты. Для украшения церквей употреблялся главным образом заграничный мрамор, и лишь немногие иконостасы делали из русского материала.
 В храме Воскресения киоты на клиросах сделаны из орлеца с резным орнаментом из пестрых орских яшм.
 Кабошоны. Изготовлялись для перстней, запонок и т. п. из непрозрачных камней; такая форма должна выявлять особые свойства камня; так, например, игру гематита лучше всего передает почти сферическая форма, игру солнечного или лунного камня — плоская, с вытянутой осью.
 Календари. На Петергофской фабрике, у Фаберже и Верфеля готовились доски для отрывных календарей в виде красивых пластин из орлеца, нефрита и яшмы.
 Камеи. Изготовление камей не получило у нас развития. Петергофская фабрика несколько раз начинала работу над камеями из заграничного материала, но без большого успеха. Такие же попытки делались в начале XIX в. на Колыванской фабрике. Известен ряд частных граверов, работавших в этой области в екатерининское время.
 Камины. Изготовлялись на гранильных фабриках, особенно на Петергофской и Колыванской, в большом количестве. Материалом служил итальянский мрамор и, реже, алтайский порфир и яшма. В виде накладок применялись пестрые заграничные мраморы, черный мрамор с флорентийской мозаикой и полоски с инкрустацией из лазурита (обычно бадахшанского) и уральского малахита.
 Канделябры, подсвечники, люстры. Большие канделябры с бронзовой отделкой делались на наших гранильных фабриках. О красоте этих изделий дают представление великолепные канделябры Эрмитажа из алтайских яшм и, реже, из орлеца. Подсвечники вытачивались кустарями Урала из серпентина, селенита и яшм; люстры украшались горным хрусталем, малахитом или лазуритом.
 Картины. В Екатеринбурге в 60—80-х годах XIX столетия изготовляли картины в больших деревянных рамах с грубо нарисованными ландшафтами Урала, на которых скалы изображались шлифованными кусочками и обломками камня; иногда применяли также шестоватые кристаллы красного крокоита и сталактиты. Эти картины имели большой успех на Урале и нередко оценивались в сотни рублей.
 Киоты — см. Иконостасы.
 Кнопки. Кнопки для электрических звонков и самые звонки изготовлялись из орлеца, заграничного агата, различных яшм, кахолонга, молочного и болгарского опала.
 Колонны. В большом количестве выпускались всеми тремя государственными фабриками, Горношитским мраморным заводом и частными мастерскими. Материалом служил уральский и тивдийский мрамор, зеленоволнистая ревневская яшма, коргонский порфир, шокшинокий песчаник и южнорусский лабрадорит. Сравнительно редки и очень дороги были колонны, облицованные малахитом (Малахитовый зал Зимнего дворца, Исаакиевский собор), лазуритом (Исаакиевский собор) и кушкульдинской полосатой яшмой (Эрмитаж). Такие колонны выпускались исключительно Петергофской гранильной фабрикой.
 Кольца для салфеток. Гранильные фабрики делали такие кольца из заграничного агата, реже из калканской яшмы и нефрита.
 Коробки, шкатулки и ларцы. Они изготовлялись для разных целей и особенно были в моде в екатерининское время. Очень редко шкатулки вырезали из монолитов камня, например из нефрита, обычно же их делали из каменных пластин, укрепленных на металлическом каркасе, который весь закрывался камнем. На Урале иногда все стороны шкатулки покрывали пластинками разных камней, так как пестрота считалась достоинством этих изделий. Однако такие шкатулки неприятно поражают глаз и не отвечают основному принципу применения фанеры из камня — вызвать впечатление монолитного изделия. Реже шкатулки и ларцы изготовляли из мраморных пластин с флорентийской мозаикой. Екатеринбургские кустари украшали крышки объемной мозаикой с гроздьями винограда и др. плодами. Шкатулки хорошей работы стоили в Екатеринбурге до войны 19Иг. по 300—400рублей.
 Короны и другие атрибуты власти (жезлы, булавы, державы, посохи). Старинные регалии русских царей украшены самоцветами по преимуществу иноземного происхождения. Лишь со времен Екатерины II для этой цели стали применять уральские аметисты и топазы.
 
 
 Лампады. Изготовлялись на наших фабриках из полупрозрачного заграничного агата, нефрита или орлеца, богато отделывались золотом (фирмы Верфеля, Овчинникова и Болина).
 Ларцы — см. Коробки.
 Лоточки. Подобно чашам, выполнялись из различных минералов.
 Люстры — см. Канделябры.
 Мундштуки, трубки. Делались обычно из импортной морской пенки, месторождения которой мало известны в СССР; в конце XVIII в. трубки изредка изготовляли из твердых пород, но это представляло большие технические трудности.
 Ножи разрезные и черенки к столовым ножам. Изготовлялись из разных материалов, причем наиболее ценились нефритовые и орле-цовые. На Урале иногда продавали разрезные ножи из змеевика, которые выдавались за нефритовые; для ножей делали черенки также из златоустовского офиокальцита.
 Палки — см. Ручки.
 Памятники и их модели. Изготовлялись главным образом из мрамора и известняка; цоколь делали из шокшинского порфира, реже из нефрита или яшмы. Для небольших настольных моделей употребляли самые разнообразные и часто дорогие материалы.
 Паникадила — см. Церковная утварь.
 Панно декоративные, типа флорентийской мозаики, для украшения внутренних стен дворцов изготовлялись главным образом на Петергофской фабрике.
 Пепельницы. Делались из яшмы, орлеца, реже из нефрита; форма их нередко определялась рисунком камня. В последнее время стали делать пепельницы из мраморного оникса, мраморов, гипса и т.д.
 Переплеты для книг, записных книжек, альбомов. Для этих целей в начале XIX в. часто применяли пластинки из малахита, нефрита и яшмы.
 Перстни цельные из камня. Такие перстни изготовляли в России очень редко, главным образом для вывоза на Восток. Известно несколько перстней работы Петергофской фабрики из цельного сердолика; это красиво, но весьма непрочно.
 Печати выделывались уральскими кустарями начиная с екатерининского времени. Наиболее часто их вырезали из водяно-прозрач-ного горного хрусталя («топазовые» печатки) и дымчатого кварца, реже из волосатиков Среднего Урала, из орлеца или нефрита.
 Плоды из камня. Применялись как украшение шкатулок и пресс-папье. Для их изготовления употребляли орлец, змеевик, халцедон и некоторые яшмы.
 Подоконники. Обычно их делали из мрамора или мраморовидно-го известняка, очень редко из твердых пород.
 Подсвечники — см. Канделябры.
 Подставки для часов. Изготовлялись в России сравнительно редко вследствие отсутствия часового производства; для их производства употребляли яшмы, алтайские порфиры и, реже (у Верфеля и Фаберже), нефрит.
 Портмоне. При правильном подборе тонов камень очень красиво сочетается с кожей. В начале XIX в. наряду с маленькими перламутровыми портмоне изготовлялись кошельки с каменными пластинками, но мода на них скоро прошла.
 Портсигары. Портсигары часто украшали самоцветами и вставками из нефрита и яшмы. Очень редко делали цельные нефритовые портсигары, стоившие больших денег.
 Портфели. Для настольных портфелей, или бюваров, употреблялись камни в серебряной оправе, красиво сочетавшиеся с серой кожей. Такие изделия выполнялись для царского двора на Петергофской гранильной фабрике, и нередко для них использовали вставки из драгоценных камней.
 Постаменты под бюсты и вазы. Их делали в виде призм или колонн. Прекрасным материалом для них был тивдийский мрамор, который применялся наравне с итальянским. Для этой же цели употребляли также шокшинский порфир, ревневскую и риддерскую яшмы Алтая и различные заграничные мраморы.
 Предметы религиозных культов Востока. Среди них приходится отметить в первую очередь изделия фирмы Фаберже, изготовлявшей в начале XX столетия предметы культа для Сиама по китайским и индийским образцам.
 Пресс-папье. Эти изделия работы наших «казенных» фабрик и кустарей Урала были в большой моде в XIX в. Они давали огромный простор фантазии мастера. В качестве пресс-папье употребляли изделия самой разнообразной формы, начиная от простых пластинок камня и кончая сложными и тонкими резными и мозаичными работами. Очень ценились на Урале пластины из темного змеевика с фруктами и ягодами.
 Пуговицы. В XVIII в. пуговицы для кафтанов и камзолов делали из самых разнообразных камней: агата, яшмы, сердолика и др. Петербургская фабрика выпускала их в большом количестве для вельмож екатерининского времени.
 Рамочки. Особенно хороши гладкие простые рамки с вырезанным овалом, работы Петергофской фабрики. Они делались из пластин орлеца или зеленого нефрита.
 Рукоятки для сабель и кинжалов. В России широко применялось украшение рукояток оружия. На Кавказе и в Туркестане часто пользовались для этой цели бирюзой грубой огранки; изредка, для особо высокопоставленных лиц, изготовлялись рукоятки из агата или топаза. На государственных гранильных фабриках и у Фаберже применялся нефрит, инкрустированный самоцветами.
 Ручки. Для дверей в дворцах и музеях изредка делали ручки из бурого агата или кахолонга. Для зонтиков, палок и тростей изготовляли ручки из яшмы, нефрита, орлеца, агата; иногда они отличались очень художественной работой.
 Саркофаги. Наиболее ценные саркофаги делали из монолитов, более дешевые — из отдельных плит. Примером первых могут служить знаменитые саркофаги из орлеца и зеленоволнистой ревнев-ской яшмы в Петропавловском соборе. Из крупных плит шокшин-ского кварцита сделана гробница Наполеона в Париже.
 Сбруя. В первой половине XVIII в. украшалась пластинками из зеленой яшмы. На юге и на востоке России широко применялась персидская бирюза.
 Сережки — см. Граненые камни.
 Солонки. Изготовлялись из разнообразных камней как кустарями, так и государственными гранильнями, для пиров по случаю торжественных событий. Образцами для них часто были старинные русские изделия из дерева.
 Стаканы. Эти изделия вытачивались из орлеца, нефрита, яшмы; известны прекрасные большие стаканы из дымчатого кварца и просвечивающего нефрита.
 Столешницы. Столешницы, главным образом мозаичные, являлись одним из основных изделий гранильных фабрик, особенно Петергофской. Кустари и даже крупные частные фирмы не могли заниматься их изготовлением. Известны следующие типы столешниц:
 1. Из цельного камня; для этого употреблялись зеленый аятский и красный коргонский порфиры и различные мраморы.
 2. Из накладного камня; особенно ценились столешницы с набором из малахита и лазурита. При тонкой «подборной» работе цены на них были очень высоки.
 3. С флорентийской мозаикой; столешницы на Петергофской фабрике изготовляли под влиянием флорентийской школы; особенно высоко было их качество во второй половине XIX в. после посещения мастером Соколовым Флоренции (1847 г.). Цветные камни врезались в черный бельгийский мрамор или аспидный сланец.
 4. С римской мозаикой; для этого применялся разнообразный материал (редко яшма); прекрасные столешницы этого типа из письменного гранита и амазонского камня имеются в Эрмитаже.
 5. Из галек с рисунком «фантазия»; известно несколько столешниц, для изготовления которых применялись крымские голыши, собранные среди галек Карадага в Крыму.
 6. Из белого мрамора, инкрустированного различными цветными камнями.
 Табакерки. Увлечение табакерками характерно для XVIII в. Боль-игую роль в истории табакерки сыграл русский камень. Нашими фабриками и мастерами изготовлено громадное количество табакерок из камня. Только специальная монография могла бы со всей полнотой осветить историю этого дела.
 Судя по архивным данным, первые работы Петергофской алмазной «мельницы» сводились к приготовлению крышек для табакерок. Сначала для этой цели широко использовался заграничный агат, однако поиски камней для табакерок дали неожиданно богатый материал в виде уральской яшмы и алтайских порфиров. Сравнительно скромная задача таких поисков привела к открытию богатых месторождений, благодаря чему возникло производство крупнейших в мире каменных изделий.
 Для табакерок в России употребляли самые разнообразные камни. Вновь открытый камень прежде всего использовался для изготовления табакерок; примером этого же могут служить Лабрадор, найденный в 1781г. около Петербурга, амазонский камень, привезенный в Петербург около 1785 г., и др. Иногда крышки табакерок украшались мелкой флорентийской мозаикой.
 Тарелки. Тарелки изготовлялись из нефрита, орлеца или белорецкого кварца.
 Топоры, наконечники стрел и другие изделия каменного века делались из кремня, яшмы и кремнистых сланцев.
 Трубки — см. Мундштуки.
 Туалетные приборы. Изготовлялись из разных камней, более дорогие — из нефрита, орлеца и яшм, дешевые — из гипсового камня часто из селенита.
 Украшения орденов и знаков отличия. Некоторые ордена делались целиком из камня, например, Георгиевский крест Николая II из забайкальского кахолонга.
 Украшения разные (предметы роскоши). Выполнялись главным образом по французским образцам; ассортимент их очень широк, частично он указан в списке изделий наших гранильных фабрик или при описании деятельности крупных фирм; среди них особенно много модных в конце XVIII в. обелисков (на столах) и каминов.
 Украшения церковные для риз, икон, наперсных крестов, крестов для алтарей, крестиков для ношения на шее. В церковном обиходе самый разнообразный камень находил широкое применение для украшения предметов культа.
 Умывальники. Для них употребляли почти исключительно итальянский мрамор, только на юге России, в мастерских Севастополя и Одессы, для умывальников применялись мраморовидные известняки Южного берега Крыма.
 Утварь церковная (дарохранительницы, чаши, паникадила и др.). Эти изделия изготовляли из нефрита, яшмы, дымчатого и бесцветного горного хрусталя.
 Фонтаны, бассейны. Для их изготовления применяли гранит, габбро и мрамор, главным образом заграничный.
 Цветы. Изготовлялись только фирмой Фаберже из камня и драгоценных металлов, по китайским образцам, со стеблями из змеевика или нефрита, с белыми цветами из кахолонга или халцедона, с розовыми — из орлеца. Несмотря на огромные затраты труда при изготовлении этих изделий, они редко были удачными в художественном отношении. Такие цветы находили ограниченный сбыт по высоким ценам.
 Чарки и бокалы. Простые бокалы из селенита и серпентина изготовлялись кустарями; высокохудожественные чарки из хрусталя и нефрита — государственными фабриками и частными фирмами. Они дополнялись дорогими металлическими оправами, украшались эмалью или драгоценными камнями. Очень интересны чарки и братины Петергофской гранильной фабрики 80-х годов, когда их выполняли по образцам старинных русских изделий, хранящихся в Оружейной палате.
 Часы — см. Подставки.
 Чаши и чашечки (блюда) самых разнообразных форм и размеров делались на государственных фабриках. Особенно ценились изделия с тонкими стенками из горного хрусталя, авантюрина, кварцита, нефрита и различных яшм. Насчитываются тысячи этих изделий конца XVIII и первой половины XIX в.
 Черенки — см. Ножи.
 Чернильные приборы. Изготовлялись из мрамора и змеевика, более дорогие — из яшмы и орлеца. Художественные приборы выпускала только Петергофская фабрика; изделия же уральских кустарей отличались грубой работой и плохим подбором камня.
 
 Четки делались из агата кустарями Закавказья; реже для этого употребляли янтарь.
 Шары. Шары изготовлялись для разных целей. Небольшие шарики из лазурита или агата гранильные фабрики поставляли для головных уборов китайских чиновников, шары из водяно-прозрачного горного хрусталя или золотистого кварца служили для украшения дворцов, наконец, крупные гранитные шары применялись в парковой архитектуре.
 Ширмы. Только Петергофская гранильная фабрика изготовляла ширмы с применением цветного камня. Так же как и в шкафах, здесь использовались вставки флорентийской мозаики в сочетании с ценными породами дерева.
 Шахматные доски и шахматы. Выполнялись из мрамора, яшмы и нефрита. Шахматы из твердого камня выпускались фабриками и фирмой Фаберже главным образом для заграницы.
 Шкафы. Шкафы с мозаичными каменными вставками характерны для Петергофской гранильной фабрики. На международных выставках такие шкафы, умело и изящно выполненные в подражание итальянским образцам, получили очень высокую оценку. Для этих мозаик употребляли как заграничные, так и русские камни.
 Яйца пасхальные и для брелоков. Уральские камни очень широко применялись для этих целей. Яйца из селенита и мрамора продавались по 50 коп. — 1 руб. Фирма  Верфель  выпускала яйца из нефрита с золотыми и серебряными инкрустациями.
 В первой половине XIX столетия делали яйца из малахита, причем большие яйца склеивали из нескольких кусков.
 
 
 Уменье воплотить в камень определенную идею, связать художественную мысль с задачами предмета или изделия — все это имеет громадное значение для психологии человека, его настроения, самочувствия, работоспособности.
 Нас интересует не материальная ценность камня, а то художественное впечатление, которое мы получаем от него и которое мы должны научиться ценить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий