четверг, 6 апреля 2017 г.

Сапфирова Наталья Николаевна




                                                          
                                                            ЗАЯВКА
на участие в международной научно-практической конференции
«Месмахеровские чтения – 2017»
 
Фамилия, имя, отчество участника конференции (полностью)
Сапфирова
Наталья Николаевна
Выберите форму доклада:
- выступление и публикация (до 01.12.2016);
- стендовый доклад и публикация (до 01.12.2016);
- выступление (до 20.02.2017)
Стендовый доклад и публикация
Название доклада
Граверное дело г. Киева на рубеже ХІХ – ХХ вв.
 
Наименование секции
Традиции и новации в декоративно-прикладном искусстве и дизайне
Полное наименование образовательного учреждения, места работы / обучения
 
Должность
(обучающимся указать курс и статус: аспирант / магистр / бакалавр / специалист)
Независимый исследователь, член Международного Мемориального фонда К. Фаберже
Научная степень
 
Учёное звание
 
Мобильный телефон участника
+38 096 4992620
E-mail участника
sapfirova.nata@mail.ru
Почтовый адрес
01133, Украина, г. Киев, бульвар Леси Украинки, дом 28 А, кв. 321.
Обучающимся указать сведения о научном руководителе:
фамилия, имя, отчество;
место работы, должность, научная степень, звание;
мобильный телефон;
е – mail
 
 

 
УДК 739.2(477-25)"19"

Сапфирова Наталья Николаевна

Независимый исследователь, член Международного Мемориального фонда К. Фаберже

Sapfirova Natalia Nikolaevna

Іndependent researcher, Member of Fabergè Memorial Fund

sapfirova.nata@mail.ru

Научный консультант: Почетный академик РАХ, кандидат искусствоведения Скурлов Валентин Васильевич

Scientific consultant: Honored Academician of Russian Academy of Arts, PhD in Art Skurlov Valentin Vasilyevich

 

Н. Н. Сапфирова

Граверное дело г. Киева на рубеже ХІХ – ХХ вв.

 

Аннотация. Статья посвящена граверному делу г. Киева на рубеже ХІХ – ХХ вв. Рассмотрен ассортимент ювелирных изделий, наиболее часто используемый в граверном искусстве. Приведен список киевских крупных ювелирных предприятий, владельцев граверных мастерских и граверов. Представлен пример ассортимента и услуг художественного ателье, который дополняет список граверно-серебряной и художественной продукции и показывает связи с историческими персоналиями обозначенного периода.

Ключевые слова: Киев, граверное дело, рубеж ХІХ – ХХ вв.

 

N. N. Sapfirova

Engraving business in Kiev at the turn of XIX - XX centuries

 

Abstract. The article is devoted to case of engraving in Kiev at the turn of XIX - XX centuries. The assortment of jewelry, most often used in the art of engraving, is considered. A list of Kiev major jewelry companies, owners engraving workshops and engravers is presented. A list of engrave-silver and artistic production is complemented by example of art studio, also links with the historical personalities designated period are illustrated. Succession of master engravers of Kiev is showed.

Кeywords. Kiev, engraving business, abroad XIX - XX centuries.

В Киеве на рубеже ХІХ–ХХ вв. сформировались три основных профессиональных направления, смежных с ювелирной отраслью: ювелирное, часовое и граверное. Всевозрастающая численность занятых, условия работы и требования работодателей показывали насущную необходимость урегулирования спорных вопросов. Для решения этих задач в 1906 году было создано профессиональное общество «Киевский Союз Ювелиров, Часовщиков и Граверов», размещавшееся по адресу Крещатик, 36 [4, с. 25, 725; 5, с. 295, 371; 7].

Изучение литературы, эпистолярного жанра, дневниковых записей, мемуаров рубежа ХІХ–ХХ вв. показывает нам культурный срез эпохи, в котором проявился высокий уровень культуры слова. Особая роль была отведена каллиграфии и художественному оформлению родовых гербов, вензелей, монограмм, государственных, именных и фирменных бланков писем и документов. Все это, безусловно, находило отражение в повседневной бытовой, рабочей, праздничной обстановке и укладе жизни представителей высшего и среднего сословий. Принадлежность владельца к роду можно было определить по родовой геральдике, монограммам и вензелям, нанесенным на посуду, ювелирные изделия, детали одежды, предметы туалета, печати, экслибрисы и другие предметы. Граверное искусство являлось неотъемлемой частью ювелирной культуры рубежа XIXXX вв. и широко применялось в подарочных, бытовых, памятных и мемориальных ювелирных изделиях и предметах из недрагоценных металлов. С художественной точки зрения граверное искусство объединяет искусство каллиграфии и декоративные элементы обозначенной эпохи.

Стоит отметить, что признаком хорошего вкуса было наличие утилитарных, но в то же время изящных вещей, довершающих облик своего владельца. Правила хорошего тона обязывали к подаркам, которые нередко сопровождались дарственными и памятными надписями, изображениями гербов, монограммами, вензелями.

Надписи, в свою очередь, представляют большой интерес для изучения должностных и личных взаимоотношений между сотрудниками, сослуживцами, частными лицами и помогают лучше понять устремления людей, что представляло для них ценность, каковы были этические нормы общения и письменной речи. На вещах ежедневного обихода, например, столовом серебре, также наносились монограммы, вензеля, изображения родовых гербов, дарственные надписи. Помимо подарков и предметов ежедневного обихода надписи наносились на памятные и погребальные венки [2; 6].

В качестве наглядного примера можно обратить внимание на ювелирную продукцию киевских мастеров, которая представлена в музейных коллекциях и в последние годы появилась на антикварном рынке. Среди изделий немалую часть занимают предметы с нанесенными гравировальными надписями (рис. 1-4).

Ряд монограмм и вензелей рубежа ХІХ – ХХ вв. (рис. 5) нашел отражение в Альбоме эскизов для гравировальных работ киевских мастеров [1].

Киевский рынок ювелирных товаров и услуг обеспечивал спрос на услуги граверов, которые предоставляли как крупные мануфактуры, так и небольшие мастерские. Среди крупных мануфактур, которые занимались граверными работами, стоит отметить Фабрику художественно-ювелирных изделий Иосифа Маршака и Первую Киевскую ювелирную и художественно-граверную артель

Фабрика И. Маршака была ведущим ювелирным предприятием Юго-Западного края (годы работы с 1878 по 1918) и входила в число значимых ювелирных фирм Российской империи. Количество работников составляло свыше 120 человек, за весь период работы Фабрики в ее стенах прошли обучение 300 учеников.

Подчеркнем, что заведующим Фабрикой И. Маршака был назначен Израиль Цивкин, который начинал свой профессиональный путь в качестве гравера и исполнителя эскизы работ. Его брат Лев Цивкин был назначен заведующим граверным и чеканным отделом.

Первая Киевская ювелирная артель (годы работы с 1900 (1901) по 1918) объединила около ста мастеров ювелирного и граверного дела. Она состояла из фабрики, которая находилась в здании по адресу Крещатик, 25 (в нем с 1906 по 1911 гг. располагалось Киевское отделение фирмы К. Фаберже) и магазина по ул. Крещатик, 22.

Приведем список киевских владельцев граверных мастерских и граверов, составленный на основе данных Адресных и справочных книг «Весь Киев» (1899 – 1915):

Первая Киевская ювелирная и художественно-граверная артель,

ул. Крещатик, 25, ул. Крещатик, 22,

Фабрика И. Маршака, ул. Крещатик, 4,

Барский, ул. Константиновская, 21,

Бессарабов Д. ул. Большая Васильковская, 82,

Бурштейн Х. Ю., ул. Крещатик, 36, ул. Большая Владимирская, 53,

Бялер, ул. Софийская, 2,

Вайнер М.Ф., ул. Львовская 105,

Воротнюк А.А., ул. Трехсвятительская, 5,

Вядро Аврам Михайлович, ул. Крещатик, 7,

Гельман Э. А., ул. Александровская, 30,

Глоуберман Г.Я., ул. Александровская, 10,

Горкин Я., ул. Межигорская, 20,

Гохман Л.М., Владимирская, 63,

Гуз Ф., ул. Александровская, 40,

Зайцев М.А., ул. Прорезная, 21, ул. Крещатик, 32, ул. Театральная, 10,

Егоров В., Фундуклеевкая, 4 (граверные работы на стекле),

Конторович Аврам Александрович, ул. Крещатик, 14.

Левин И., ул. Крещатик, 12,

Левин С., ул. Ярославская, 31,

Левков С., ул. Ярославская, 31,

Левков И., ул. Софийская, 2,

Лейн, ул. Крещатик, 1,

Мельник М.Я., ул. Александровская, 30,

Нахманович А.В., ул. Крещатик, 31, Крещатик, 22, 25,

Островский Ю. ул. Александровская, 28,

Обухов И.А., ул. Ильинская, 8,

Пергаменщик А., ул. Крещатик, 10,

Пересецкий Л., ул. Большая Васильковская, 19,

Притыкин, ул. Межигорская, 16,

Петров, ул. Большая Васильковская, 6,

Пургалин Айз. Сим., ул. Прорезная, 5,

Равицкий Я.Г., ул. Крещатик, 50,

Раик А.Д., ул. Крещатик, 43,

Сокольский И. и Паперман, Крещатицкая пл., 4,

Старопупов И.Ф., ул. Крещатик, 32,

Френкель Р., ул. Крещатик, 8,

Франк А.Д., ул. Крещатик, 43,

Чертов Г., ул. Крещатик, 5,

Червашин А., ул. Александровская, 5,

Шамбан О. Б. ул. Александровская, 30,

Швейдель Х.А., ул. Ярославская, 22,

Шехмейстер, ул. Большая Васильековская, 19,

Шифрин. ул. Крещатик, 34, Пассаж,

Штендлер, резчик по стеклу, ул. Крещатик, 15,

Юдзон Ф., ул. Крещатик, 58,

Юдзон Ю., ул. Мариинско-Благовещенкская, 92.

Большинство граверных мастерских располагались на центральных улицах Киева. По адресу ул. Крещатик, 34 находилось художественное ателье, которое возглавлял гравер Шифрин. Информация из рекламы мастерской знакомит нас с ассортиментом граверно-серебряной и художественной продукции конца XIX – начала ХХ вв. [3, с. 495].

Выше упомянутый ассортимент включал в себя: альбомы, адреса, жетоны, венки, значки, блюда, монограммы, бронзовые плиты, подношения, щиты, юбилейные подарки и другую продукцию по собственным рисункам и рисункам художников. При отделке предлагались гравирование, чеканка и эмалирование. Мастерская выполняла заказы по изготовлению (резьбе) штемпелей, печатей, клейм и т.п. За рисунками просили обращаться заблаговременно. Был также сделан акцент на том, что все предложения выполняются «исключительно по заказу». [3, 28-29].

Работы мастерской были отмечены медалью Сельскохозяйственной выставки 1897 года «За труд и успех».

Приведем список некоторых работ, исполненных в художественном ателье Шифрина по состоянию на 1899 год:

Значки:

Почетной охранной стражи Е.И.В. Государя императора НИКОЛАЯ ІІ во время пребывания Е.И.В. в Киеве.

Экскурсия Императорского Русского Технического Общества Киевск. Отделения.

Распорядительного комитета, служащих, экспонентов Киевской Сельско-Хозяйственной и Промышленной Выставки 1897 г.

Для представителей прессы на Сельско-Хозяйствен. и Промышлен. Выставке в Киеве [1897 г. – прим.].

Венки:

Венок из кованного серебра от г.Киева, возложенный на гроб в Бозе почившего Государя Императора Александра ІІІ.

Восемь венков, возложенных на гроб князя Демидова Сан-Донато от школ, учреждений и имений.

На гроб покойного Киевского Губернатора Гудим-Левковича.

Блюда:

Его высокопреосвященству, Митрополиту Киевскому и Галицкому и Священноархимандриту Киево-Печерской Лавры Иоанникию.

Его Имп. Высоч. Великому Князю Петру Николаевичу.

Его Королевскому Велич. Сербскому Королю Александру от. г. Киева.

Его Высочеству Князю Черногорскому Николаю.

Командующему Войсками Киевск. Воен. Округа Радецкому.

Все эти серебряные блюда с видами достопримечательностей города служили предметом подношения с хлебом солью от г. Киева при встрече поименованных лиц.

Блюдо от служащих Драбовской эконом. Я.Б. Глотову.

Альбомы:

Его Сиятельству графу Игнатьеву от г. Киева, 21 декабря 1897 г.

Профессору Анатому С.-Петербургской Военно-Медициской Академии Груберу.

Известному профессору пения К.Эверарди от его учениц и учеников.

Преподавательнице пения Массини. Ноября 24-го дня 1897 г.

От Воскресенского Сахарного Завода Краинскому.

От Сахарного Завода «Гнивань» И. Щениовскому.

От служащих Головковского имения Ю.Н.Пиотровскому.

От служащих Киевск. О.В.К.К.Б. директору П.К. Скордели.

Адреса:

Его Высокопреосвященству Митрополиту Киевскому и Галицкому Платону.

Его Превосходительствыу Киевскому Губернатору при избрании его почетным членом Киевского Дворянского Клуба Льву Павловичу Томаре.

От служащих в «Пароходстве по Днепру и его притокам», составу управления: Лазарю Бродскому, Д.С. Марголину, Петровскому.

Оперной артистке Лубковской от студентов.

Жетоны:

Сереб. Эмалированные в память 900-летия Крещения Руси.

Золотые Киевского Яхт-Клуба.

Х-го юбилея Киевского Русского Драматического Общества.

Киевского Военного училища.

О[бщест]ва Голубиного Спорта.

О[бщест]ва Велосепидистов и более 300 на разные случаи.

Также Художественным ателье Шифрина были выполнены бронзовые плиты для закладки зданий и сооружений: Киевской гавани, 2-ой, 4-ой и 5-ой Гимназий, Киевского Городского Коммерческого Училища, Нового Городского театра, Луцкой Крепости, Киевской Городской Канализации, Бактериологического Института, ІІ-го Водопроводного Фильтра, Александро-Невской церкви и других.

Подношения: Серебряные медали в память посещения Киевской Сельско-Хозяйственной и Промышленной Выставки Е.И.В. Великому Князю Петру Николаевичу и Министру Земледелия Ермолову.

Щит: бронзовый с золоченой плитой для записи первых гребцов Киевского Яхт-Клуба.

Ателье специализировалось на граверно-серебряной и художественной продукции и граверные искусство и ремесло были неотъемлемой частью художественных работ. Большинство из них были приурочены к торжествам, памятным датам, заказывались для подношения конкретным лицам, историческим персоналиям от государственных, общественных, прочих учреждений и частных лиц. И, соответственно этикету и правилам оформления, подношения должны иметь дарственную или памятную надпись, выполненную в технике гравировки или в виде накладки на изделие.

Изучение образцов граверных работ киевских мастеров рубежа ХІХ – ХХ вв. и сопоставление с объемом работ современных мастеров-граверов позволяет сделать следующие выводы.

Несомненно, институт подготовки специалистов граверного дела, претерпел существенные изменения. В Киеве в 80-х гг. ХХ в. было двадцать мастерских, из которых семь находились на центральной киевской улице Крещатик, которая многократно упоминается в выше приведенном списке граверов рубежа ХІХ – ХХ вв. На сегодняшний день, по мнению самих граверов, ремесло вымирает. Гравировка в большинстве случаев наносится машинным способом без участия мастеров. Фирмы, которые специализируются на подобного рода работе, принимают в основном крупные заказы. В Киеве практически не осталось мастерских, в которых можно сделать дарственную надпись.

Однако, на сегодняшний день известны единичные случаи преемственности секретов мастерства от работников и учеников Фабрики И. Маршака в современной среде ювелиров и граверов г. Киева. Это, в свою очередь, позволяет дополнить список сотрудников Фабрики И. Маршака фамилией гравера Кимельблат. Его сын Эдуард Кимельблат пошел по стопам отца, стал потомственным гравером и передал знания современным мастерам. [1].

В качестве примера, подтверждающего преемственность граверного дела, можно упомянуть гравера Льва Борисовича Имульштейна, который учился у бывшего ученика И. Маршака и работал в Киеве в 80-е гг. ХХ ст. У Э.Кимельблата и Л.Б. Имульштейна были преемники, которых на сегодняшний день можно считать продолжателями ювелирного дела Фабрики И. Маршака [1].

В завершение отметим, что для сохранения и возрождения граверного дела необходимо проводить дальнейшую работу по исследованию и систематизации предметов ювелирного искусства рубежа ХІХ – ХХ вв.

 

Литература:

 

1. Архив Сапфировой Н.Н.

2. Бартош А. Е., Палатная С. Г. История памятного серебряного венка (из фондов Музея исторических драгоценностей Украины ) [Текст] / А. Е. Бартош, С. Г. Палатная // Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки». 18-20 листопада 2013 р., К.: ТОВ «Фенікс», 2014. С.353–367.

3. Весь Киев. Адресная и справочная книга на 1899 год. – К.: издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского, 1899.

4. Весь Кіевъ на 1907 год, Адресная и справочная книга, изданіе С.М. Богуславскаго. Киев: 1-я Кіевская Артель Печатнаго Дѣла, Кіевъ. 1913.

5. Весь Юго-Западный край. Справочная и адресная книга по Кіевской, Подольской і Волынской губерніямъ. Сост. Юго-Западнымъ Отделеніемъ Россійской Экспортной Палаты под. общ. наблюд. Довнаръ-Запольскаго и под. ред. А. И. Ярошевича. К.: изд.1-е, Т-ва Л. М.Фишъ и П. Е.Вольфсовъ, 1913. 1117 с.

6. Ралдугіна Т. П. Срібний вінок із Музею історичних коштовностей України – унікальна історична пам`ятка [Текст] / Т. П. Ралдугіна // Музейні читання. Матеріали наукової конференції «Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки» 18-20 листопада 2013 р. К. : ТОВ «Фенікс», 2014. С.394–409.

7. Устав профессионального общества п.н. «Киевский Союз Ювелиров, Часовщиков и Граверов». К.: тип. Ельник, 1906. 16 с. [Электронный ресурс] // URL: www.rsl.ru (дата обращения 08.07.2016 г.).
 
 
Чернильный прибор. Первая Киевская юв. и худ.-граверн. артель. 1910 г. Серебро, мрамор. Коллекция Антикварного салона  А. Витт и Д. Леонтьев, Москва 

Гравировка. Первая Киевская ювелирная и художествено-граверная артель . 1910 г. Серебро, мрамор. Коллекция Антикварного салона  А. Витт и Д. Леонтьев, Москва
 

Монограмма на серебряном подстаканнике. Фирма И. Маршака. Начало ХХ в.

Портсигар с гравировкой по серебру. Фирма И. Маршака. Начало ХХ в.

Эскизы монограмм для гравировальных работ киевских мастеров рубежа  XIX-XX вв., выполненные простых карандашом. Фото Романщак В.А. Публикуется впервые.

Эскиз из Альбома монограмм для гравировальных работ киевских мастеров рубежа ХІХ – ХХ вв., выполненные простым карандашом. Фото Романщак В.А. Публикуется впервые.

Эскиз из Альбома монограмм Фото Романщак В.А. Публикуется впервые.


Эскиз из Альбома монограмм для гравировальных работ киевских мастеров рубежа ХІХ – ХХ в. Фото Романщак В.А. Публикуется впервые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий